IX МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ"
Москва, декабрь 2001г.
 НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И СИСТЕМА НАУЧНОГО МОНИТОРИНГА
Медведев И.Г., Малинецкий Г.Г., ИПМ им. М.В. Келдыша РАН, Россия

Обычно под мониторингом понимают регулярное слежение за определенными наборами показателей, характеризующими интересующий объект, систематический анализ получаемых данных по известным алгоритмам и в ряде случаев прогноз дальнейшего состояния системы с помощью принятых методик. Примеры такого мониторинга дает сеть метео? или сейсмостанций.
В области, касающейся прогноза и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, социальных нестабильностей, управления рисками, прогноза и предупреждения кризисов в России мониторинг следует рассматривать иначе. Это обусловлено следующими причинами.
- Россия находится в состоянии системного кризиса, поэтому критически важные показатели, которые нужно рассматривать в комплексе, относятся к разным областям (техносфера, здоровье населения, экономические показатели, социально-психологическое состояние общества и т.д.);
- уникальная страна находится в переломном периоде своего исторического развития, поэтому нет стандартных методик анализа и прогноза даже для ключевых процессов, определяющих ее будущее;
- быстрые изменения и катастрофическое положение в ряде сфер делает необходимым быстрое изменение набора тех показателей, которые необходимы для принятия решений;
- масштаб решений и "цена вопросов", которые могут и должны решаться на основе мониторинга и научного анализа, в России в настоящее время очень велики, что требует гораздо более глубокой информационной и научной базы, чем в периоды стабильного развития;
- если в стабильном положении можно говорить о рисках в природной, техногенной, социальной, экономической сферах, практически не влияющих на интегральные показатели экономики, техносферы, социальные процессы, то в России сейчас основным объектом анализа должны стать стратегические риски и кризисы (под стратегическими рисками надо понимать риски, связанные с принятием или непринятием крупных решений, существенно меняющих коридор возможностей страны и ее перспективы);
- алгоритмы мониторинга кризисных ситуаций, анализа стратегических рисков находятся в стадии научных разработок и пока не могут быть использованы в режиме "рутинной эксплуатации";
- имеющиеся статистические данные, касающиеся ряда важнейших сфер жизни общества, недостоверны, недоступны или намерено искажены, что затрудняет привлечение компетентных специалистов и решение многих ключевых проблем;
- отраслевой принцип организации управления экономикой и организации научных исследований исчерпал себя несколько десятилетий назад и возникающие проблемы и методы их решения все чаще становятся междисциплинарными.
В этой связи представляется разумным создание в России системы научного мониторинга, которая позволяла бы:
- на постоянной основе оценивать коридор возможностей России, последствия принимаемых стратегических решений, предлагать методы подавления угроз и вызовов, с которыми сталкивается страна;
- объединять ряд ведущих специалистов прежде всего Академии наук, поскольку новизна и беспрецедентность ситуации требуют привлечения в эту область методов фундаментальных наук;
- замкнуть ряд информационных потоков на специалистов, которые могут их обрабатывать, верифицировать и строить на этой базе прогноз;
- создать банк моделей и данных, которые позволят принимать ряд важнейших решений на более объективной научной основе;
- организовать систематическую работу корпуса экспертов, позволяющую совершенствовать методики и алгоритмы прогноза, повышать их достоверность;
- обеспечить необходимой научной и информационной поддержкой орган по оценке и анализу стратегических рисков, который должен быть создан при Президенте России;
- координировать работу ряда научных и информационных структур с целью дать руководству страны обоснованные возможные сценарии ее развития и указать возможности для управления стратегическими рисками;
- организовать системный синтез имеющейся информации на основе имеющегося в России научного потенциала и использования новых информационных технологий и, в частности, суперкомпьютерной техники.
Координацию работ по созданию системы научного мониторинга было бы естественно возложить на МЧС России, которое уже занимается этой работой и имеет разветвленную региональную сеть, Академию наук, которая имеет необходимый научный потенциал, и также уже ведет работы в этом направлении.
События последних месяцев показывают, что многие события внутри страны и вне ее оказались неожиданными для руководства и многих властных структур. Система научного мониторинга, будь она создана, могла бы значительно уменьшить эту неопределенность и загодя подготовить эффективный ответ на ряд вызовов, с которыми столкнулась Россия.
Литература:
Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Медведев И.Г., Митин Н.А. Нелинейная динамика и проблемы прогноза// Безопасность Евразии. 2001, №2, с.481?525.