Re- Проблема моделирования мышления (И.М. Талипов)

Такая формулировка позволяет сузить круг вопросов, направить обсуждение в более конкретное русло. Это очень важно. Однако думаю, что нужно подумать о направленности вопроса, о том, на каком слове мы будем ставить ударение. Не хотелось бы пока, чтобы основное ударение делалось на проблему моделирования. Появляется соблазн обсуждения инструментария, конкретных деталей модели до достаточной разработки основного – мышления.

Мышление сама по себе столь огромная тема, что до постановки вопроса о проблеме моделирования нужно определиться с тем, что именно мы будем моделировать. Данное предложение мне не представляется отклонением от темы данного круглого стола, поскольку на нем уже поставлены такие вопросы как:

- Эволюция когнитивных способностей животных,

- Моделирование адаптивного поведения животного и робота,

- Когнитивная эволюция -- путь к интеллекту человека;

Они напрямую относятся к вопросам о мышлении, его эволюции. Постановлены вопросы о необходимости понимания досознательных форм организации. Поэтому можно сказать, что мы уже можем обсуждать эту тему здесь.

К замечанию В.А Непомнящих о предложении знакомства с работами Жана Пиаже, хочу добавить, что аналогичные работы вел замечательный исследователь развития детской психики Л.С. Выгодский.

Согласен, что идеи автопоэзиза Умберто Матурана, самоорганизации живой материи, выстраивания структуры от условий, имеют прямое отношение к формированию мышления.

Обучение сложная тема. Нигде не могу найти подходящую концепцию, везде в основном приводится метод проб и ошибок. С ним полностью не согласен. По-моему, это не принцип, а один из способов, инструментов.