Проблема моделирования мышления (В.А. Непомнящих)

Я согласен с предложением В.Г.Редько выделить для следующего круглого стола одну тему: "Проблема моделирования мышления".


Хочется только добавить, что для продуктивного обсуждения требуется знакомство с уже известными философскими и биологическими идеями в этой области, почти обязательно цитируемыми в современных дискуссиях публикациях на тему моделирования мышления/интеллекта/адаптивного поведения.

К числу таких теорий относится прежде всего конструктивизм Жана Пиаже (Piaget). В его работах речь идет о закономерностях развития интеллекта ребенка, и эти работы используются при попытках моделирования поведения/мышления.

Еще одно "горячее" направление - это теория "автопоэза" (autopoesis), разрабатываемая Умберто Матурана (Maturana) и Франсиско Варела (Varela). В этой теории речь идет, в частности, о происхождении адаптивного поведения:
ftp://ftp.eeng.dcu.ie/pub/autonomy/bmcm9401/varela.ps.Z
http://www.eeng.dcu.ie/~alife/bmcm-ecal97/bmcm-ecal97.ps
http://platon.ee.duth.gr/~soeist7t/Lessons/lesson3.htm

Наконец, есть еще одно направление, прямо связанное с пониманием и моделированием интеллекта - "Bounded rationality" (не берусь переводить). Здесь речь идет об эвристическом поведении животных и человека:
http://www.mpib-berlin.mpg.de/abc

Нельзя сказать, что названные идеи показали себя твердой основой для моделирования мышления. Однако, обсуждать моделирование мышления без знания этих идей - то же самое, что создавать новую теорию эволюции, не ознакомившись с теорией Дарвина.

Я это к тому, что участники дискуссии иногда обсуждают проблему интеллекта как-то уж очень умозрительно, пренебрегая хорошо известными фактами и теоретическими построениями.

Пример:
Очень интересно было читать обсуждение того, как котенок может обучиться охотничьему поведению, подражая матери. На самом же деле это поведение формируется у котят без всякого подражания, что проверено экспериментально.