Ответ на "Моделирование поведения животных" - (ответ самому себе) (В.И Бодякин)

Возможная модель может быть следующая:

- посредством более чем 2-х информационных каналов и через прото-язык.

Рассмотрим процесс обучения с позиции "котенка".

Когда мать производит какое-либо движение (естественно важное), оно отображается не менее чем двумя каналами (эквивалентной информационной мощности), но на различных физических принципах, дополняющих друг друга (например, зрение - электромагнитные колебания прямолинейного распространения, слух - продольные колебания среды с огибанием препятствий и многими отражениями и, возможно, восприятие электростатического переменного поля).

Эти два (три) информационных канала действительно существенно дополняют друг друга, составляя 90-95% всего информационного потока динамичной информации, в нашей земной среде.

Итак, процесс движения матери распространяется по двум каналам, причем, в одном из каналов (это обязательное условие) котенок может одновременно (акустика или электростатика) воспринимать себя и мать ("зеркало"). В мозгу котенка формируются одновременные информационные комплексы (пары, тройки пр.) - определенное изображение кошки и сопровождающие звуки (отложим пока электростатику), в результате, у котенка формируется словарь изображений и эквивалентных им звуков.

Играя, котенок в различных позах воспроизводит звуки, совпадающие с библиотекой звуков кошки. Через эти общие звуки (шуршание травы - подкрадывание к добыче, топот - прыжок на жертву и т.д.) котенок начинает (обучается) одновременно видеть себя и кошку. Причем, когда их движения синхронны (совпадающие) по звуку (соответственно и по движению) он оказывается удовлетворительно сыт (подкрепляющий целевую функцию стимул). Самый простой процесс идентификации - это совпадение (естественно в рамках определенной меры близости, сходства). При идентификации на совпадение нет необходимости в сложном языке (как у людей), достаточно прото-языка перекодировщика соответствий образов в различных формах представлений (звук -изображение, … ).

Отметим, что у котенка уже генетически заложены некоторые простейшие функции: прыжок, подкрадывание, и пр. От обучения требуется только собрать их в некоторые комплексы-программы: выслеживания добычи, ловли ее, возвращения к дому и пр. С позиции вероятности в комплекс входит небольшое число функций (3-5), поэтому котенок и сам может случайно научиться сложному поведению, например, охотиться и пр., но когда рядом уже есть комплексы-программы, то научится их повторять гораздо легче (быстрее).

Насколько эта модель корректна, можно проверить. Из нее следует, что:

1. Котенок (молодое животное) с любым одним информационным каналом неспособен к обучению (ограничить одним каналом на определенный возрастной период достаточно легко, заклеить уши, и убрать электростатику и пр.). Так как генетически обучение возможно только в определенный возрастной период, то впоследствии можно восстановить сенсорный аппарат котенка.

2. У любого вида высокоразвитых животных любое важное действие обязательно проецируется на несколько сенсорных информационных каналов. Т.е. у высокоразвитых животных, которые обучаются в процессе своего развития (не генетически) несколько органов восприятия информации.

3. ??

Интересно, что этот вопрос "самообучение животных методом копирования" меня интересовал еще со студенческих времен, искал в литературе, но не нашел ответа. Задав вопрос на конференции, стал ждать ответа и прогнозировать возможные решения. Ответа не дождался, но возникло решение, которое, как мне кажется вполне корректно. Если кому оно интересно, готов продолжить обсуждение "самообучение животных методом копирования".

С уважением, Владимир Бодякин.