РАЗВОД? НЕТ — БИФУРКАЦИЯ

Профессор кафедры Прикладной математики ФПМЭ Г. Г. Малинецкий

Выскажу мысль, которая уже давно обсуждается у нас на факультете. Мы выросли и набрали силу. Нам уже тесно под одной крышей. Нам пора иметь два факультета вместо нынешнего ФПМЭ. Первый может опять взять старое доброе имя Факультета управления и прикладной математики. (Без ФУПМа Физтех неполный!). А второй, например, назваться экономико-математическим. Думаю, что сейчас настало время превратить эту мечту в четкие контуры принятых (или отвергнутых почему-либо) решений.

Почему? Во-первых, как показывает наш — Института прикладной математики им М. В. Келдыша РАН — опыт, это полезно для дела.

Иногда полезны бифуркации (тем, кому не довелось почувствовать очарование нелинейной динамики, напомню, что это изменение числа или устойчивости решений определенного вида). Отделы нашего института вырастали и, превращаясь в институты, уходили в самостоятельное плавание. Так родились Вычислительный Центр РАН им. А. А. Дородницина, Институт космических исследований РАН, Институт математического моделирования РАН. Интересно поговорить с выросшими детьми, порадоваться их успехам. И, как всегда, не все бывает гладко и не все их решения кажутся нам разумными. Но на то оно и самостоятельное плавание. Наука большая — хватит на всех.

Во-вторых, потому что экономика — это очень серьезно. Разгром отечественного хозяйства, блестяще проведенный в последнее десятилетие, это лишний раз доказывает. Поэтому и экономистов надо учить по-настоящему, а не походя. Ведь людям, окончившим экономические кафедры Физтеха, приходится конкурировать с выпускниками Плехановки, экономфака МГУ, Высшей школы экономики, Финансовой академии, у которых есть своя культура, свои плюсы, свои возможности и традиции. Естественно, что будущего

экономиста надо учить не так, как специалиста по авионике или математической физике. Аналитик или менеджер — это совсем не то, что исследователь или конструктор. Это разные типы мышления и разные стратегии, поэтому и факультеты должны быть разные.

В-третьих, наши экономисты за последние годы очень сильно выросли. Они могут дальше идти сами, не прячась за фразы про “общие проблемы управления” и про то, что “сильная физико-математическая подготовка еще никому не повредила”. Я понял это после того, как несколько наших студен-тов-“нелинейщиков” начали с увлечением пересказывать мне лекции профессора Ирикова. После того как на собеседовании более половины отлично сдавших на наш факультет стали с блеском в глазах говорить, что они пришли сюда учить экономику, что бы это не значило. И, по-моему, было бы справедливо, если бы все они получили то, что ищут. И не сожалели бы впоследствии, что Нобелевскую премию им приходится получать по физике, химии или медицине (поскольку специалисты по прикладной математике все это уже получали), втайне завидуя экономистам.

В-четвертых, потому что тайное, наконец, пора сделать явным, — у нас на многих факультетах, в том числе и на таком блестящем как ФОПФ, реально учат экономистов, имеют свой “свечной заводик”. Естественное управленческое решение — собрать всех этих людей под крышей одного факультета, предоставив возможность лучше делать свое дело. Идти вверх, а не “вбок”, как сейчас. Это новое качество, новый уровень ответственности и возможностей. Не будем забывать, что учат не только преподаватели, но и “среда”, сложившаяся на факультете.

В пятых... Академия наук, Правительство России по-новому определило систему своих приоритетов. Прежде всего, связанных с управлением и прикладной математикой. Либо мы прини-

маем этот вызов и вновь, как во времена нашего первого декана Н. Н. Моисеева, оказываемся на острие тех проблем, которые жизненно важны для страны, либо продолжаем откатываться назад, теряя даже нынешние позиции. (Наши коллеги с факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ действуют в новой реальности гораздо более активно и энергично, чем мы). Чтобы сохранить уникальность, чем мы всегда гордились, и мировой уровень, “прикладным математикам”, “информатикам” и “управленцам” тоже нужен новый рывок. А там, глядишь, и студенты наши на олимпиаде по программированию переместятся из пятого десятка в России в третий, а может, чем черт не шутит, и во второй.

Есть радикальная точка зрения —• пусть у нас будет не ФУПМ, а факультет информатики и вычислительных технологий, где учить будут программированию, программированию и еще раз программированию, забросив за печку все книжки по физике. С этим трудно согласиться. Программирование прекрасно учит действовать в рамках формальной системы, физика — действовать в условиях реальности, с ее сложностями и плохо поставленными задачами. Последним те, кто после Физтеха ушел в программирование, выгодно отличались от выпускников многих других вузов. Это сила, а не слабость.

Нам очень хорошо с нашими родными ФУПМовскими экономистами. У нас отличные отношения, искренняя симпатия и взаимопомощь. Мы прожили вместе прекрасные годы. И именно это дает шанс, что мы будем адекватны новой ситуации, новым вызовам, новой реальности. Именно это внушает надежду, что обе ветви бифуркационной диаграммы после бифуркации пойдут вверх.

Наверно, будет немного грустно. И нашему начальству придется много совещаться и писать горы бумаг. Но дело того стоит. Пока нам надо только следовать здравому смыслу и велению времени. А там, глядишь, если будем стараться, и время начнет подстраиваться под нас.