Восточные мотивы в миниатюрах Радзивиловского списка – II
( Oriental Elements in RADZIVILIAN Manuscript Miniatures – II
Preprint, Inst. Appl. Math., the Russian Academy of Science)

Келлин Н.С., Пружановская М.В., Соловьев И.В.
(N.S.Kellin, M.V.Pruzhanovskaya, I.V.Solovyev)

ИПМ им. М.В.Келдыша РАН

Москва, 2005

Аннотация

Радзивиловский список (далее – РС) содержит в себе обширный иллюстративный материал. Его изучение, как следует из работ А.Т.Фоменко и Г.В.Носовского по Новой (нескалигеровой) хронологии, очень полезно при решении ряда проблем по датировке РС, поскольку материал этот, дополняя основной текст, нередко противоречит ему. В нашей работе исследуются 4 независимые серии изображений: – восточные элементы в архитектуре; – восточные элементы на стягах и штандартах; – восточные элементы в оружии; – восточные элементы в бытовых предметах; Показано, что объяснение содержащихся в них ошибок (на наш взгляд, весьма удивительных), которые заключаются в частом смешении христианских и мусульманских символов, не может быть корректно проведено в рамках традиционной – скалигеровой – хронологии, а в Новой хронологии им можно дать простые объяснения.

Abstract

The RADZIVILIAN manuscript (further – РС) contains very many (612-623) different illustrations. As it has been shown in Fomenko & Nosovsky works concerning New (non-Scaligerian) Chronology it is rather usefull to preparate such material (which adds the main text and often contradicts with it) during the investigation of several problems which appear in trying to date the РС. Four independent series of figures are examined in our article: – Oriental elements in architecture; – Oriental elements in flags and standards; – Oriental elements in arms; – Oriental elements in furniture; These series of figures contain several mistakes rather wonderfull as to our mind. It is shown that the existence of such mistakes – usual mixing Moslem and Christian symbols – can not been explained with the help of traditional – Scaligerian – Chronology. But it is possible to give quite simple explanations for them in New Chronology.

По своему художественному воздействию миниатюры производят двойственное впечатление. С одной стороны, они точны по отношению к тексту летописи и выразительны по краскам и рисунку. С другой стороны, наличие в большинстве миниатюр небрежной правки наводит на мысль, уже высказанную в литературе, что дошедший до нас список не был окончательным вариантом иллюстрированной Радзивиловской летописи.

(РАДЗИВИЛОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ. Текст, исследование, описание миниатюр. Т.2, М.: "Искусство", 1994)

0. Введение

Долгое время тема распространения элементов мусульманства на территории Древней Руси была приглушена. И это несмотря на то, что у Московского Кремля стоит Собор Василия Блаженного, восточные элементы которого, что называется, "бьют в глаза". Уже век, как нет татаро-монгольского ига, уже полтысячи лет прошло, как выбрали веру и вот... Купола не те... Орнамент цветочный... Посмотрим, не стоит ли повторить вслед за Гердером: "Странное христианство царит в этом бодром духом" Русском государстве. Но Гердер вел речь о Грузии. Мы же воспользуемся одним из древнейших русских летописных источников – Радзивиловским списком (далее – РС) в изданиях [1] и [2], чтобы посмотреть, каково было соотношение между язычеством, христианством и мусульманством в тех пределах, что охватываются ее миниатюрами.

Оговоримся сразу: все три эти термина мы употребили в их современном смысле; практически так же понимаются они и по ходу изложения событий в летописи. С сюжетами миниатюр дело другое.

Сначала о язычестве; с ним особых проблем не возникает. На тех миниатюрах, что относятся ко времени до 988 года, когда Владимир крестил Русь (миниатюры 1-135), представлены языческие кумиры (идолы Перуна, на которых по тексту клянутся русичи). Они имеются на трех миниатюрах: (миниатюра 40; лист 16) далее ссылка на конкретную миниатюру будет даваться в краткой форме, (57;26об) и (111;45), где дана предхристианская деятельность Владимира. После 988 года бывшие члены языческого пантеона представлены исключительно негативно: бесы и черти на миниатюрах (227;100об.), (250;110об), (253;112), (256;113об), (257;114), (278 и 279;124), (304;138об). К менее характерным сюжетам того же плана можно отнести "игрища" и "беззакония" на миниатюрах (8;6об) и (10;7об.), а также "очеловечивание" Солнца и Луны на миниатюрах к многочисленным описаниям атмосферных и небесных явлений и стихийных бедствий. Вызывают недоумение только миниатюры (20;10) и (52;22об): с какой это стати русичи – язычники – идут на войну в ладьях под флагами, на которых явно видны кресты? Вообще, на листах 9-12 имеется много противоречий помимо тех, которые отмечены в [3], – речь о них пойдет ниже. Поскольку в работе Б. А. Рыбакова [4] тема язычества в сюжетах миниатюр разобрана достаточно подробно, более на ней мы не останавливаемся.

1. Восточные и явно более древние элементы в миниатюрах РС

Со взаимоотношением христианства и мусульманства в сюжетах миниатюр связаны значительные их нестыковки как со скалигеровой хронологией (внешние противоречия), так и с самим текстом РС (противоречия внутренние). Информации по этому вопросу во II – справочном – томе издания [1] почти не приводится; только в статье Б. А. Рыбакова о миниатюрах Радзивиловского списка ему уделено немного места. Говорится лишь о византийском варианте чалмы, изображения которой присутствуют в сюжетах семи миниатюр: (45;28), (76;33об), (222;97об), (230;101), (242;106), (259;115) и (312;142). Такие элементы, однако, имеются и на других миниатюрах, и в немалом числе, например, на миниатюре (212;93) украшения на башне даны в форме как крестов, так и арабской вязи. Подобной "путаницы" (с точки зрения традиционной хронологии) в сюжетах миниатюр очень много. Приводимый ниже их по возможности полный перечень показывает, что у (некоторых) исполнителей миниатюр РС была нескалигерова точка зрения на многие вопросы современной им истории. Информация по этому же вопросу во II – тоже справочном – томе издания [2], приводимая Н. П. Кондаковым [5], ограничивается сравнением весьма многочисленных изображений половцев на последних листах РС с единственным изображением сарацин на (355;156), одетых, однако, как западные рыцари. Приводится также подробный разбор особенностей в изображении головных уборов и одежды вообще. При этом основное внимание уделяется прямо противоположному направлению исследований: насколько уместно столь частое употребление ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ элементов в сюжетах миниатюр.

Итак, мусульманским темам в РС уделялось мало внимания, несмотря на такие яркие примеры ошибок, анахронизмов или недопонимания нами сюжетов миниатюр, как мусульманские знамена у Симеона Болгарского (34;14) и у Ярослава либо у Святополка (173;80об). Поэтому сначала следует просто классифицировать встречающиеся в миниатюрах полумесяцы, чалмы и т. п. При этом возникает следующая сложность: в ряде миниатюр изображения, например, полумесяцев сделаны аккуратно, иногда даже со звездой внутри, но в других миниатюрах изображения весьма схематичны. В этом случае возникает вопрос: полумесяц ли это или, например, рябь на поверхности моря (20;10), или неаккуратное перекрестье двух дуг при изображении шлемов.

В этом и во всех аналогичных неоднозначностью своей трактовки случаях мы собирали в таблицы ВСЕ элементы миниатюр, имеющие сходство с мусульманской символикой, а потом оставляли наиболее характерные из них по каждому из указанных параметров.

В процессе выполнения этой работы были отмечены несколько, на наш взгляд, действительно старых элементов миниатюр, видимо, присутствовавших на миниатюрах Радзивиловской летописи или даже в каком-либо из ее протографов. Это, в первую очередь, занавесь с Иисусом Христом (124;58), сидящим по-восточному – на подушке. Ясно видна (обратная) аналогия с изображением суда Понтия Пилата, приведенным в издании [6], т.1, с.96, также на древней миниатюре.

Во-вторых, это еще одно возможное изображение Святого Глеба, оплакивающего гибель своего брата Бориса, ЖЕНЩИНОЙ на старом рисунке. Несмотря на плохую сохранность изображения, можно говорить, что оно более походит на изображения Ольги, Рогнеды и Улиты, нежели на изображения воинов (см. итоговую таблицу 10).

1.1. Классификация элементов в миниатюрах РС

Выбираемые для дальнейшего анализа значимые (массовые) элементы миниатюр оказались разбитыми на несколько естественных групп, важнейшими из которых являются следующие:

1. Артефакты (о них речь пойдет ниже);

2. Мечи, мечи-сабли, сабли, сабли-мечи, ятаганы, кинжалы;

3. Пушки, луки, арбалеты, ГППТ (см. ниже), горны, рога;

4. Византийская чалма, просто чалма, корона, шапка епарха, тюрбан, нимб, шлем с полумесяцем (в том числе и с переправленным в круг) и изогнутый (мягкий) шлем;

5. Флаги, флаги с арабеской, стяги-прапорцы, стяги с арабеской, штандарты с бунчуками и с полумесяцами (см. ниже).

6. Крестики и кресты (их отсутствие) на куполах и штандартах.

7. Глубокое окно либо месяц, либо затмение, далее – ГОМЗ, (в том числе и на старых рисунках) в башнях, троне и в небесах (см. ниже).

8. Арабески и полумесяцы, в том числе и переправленные в круги, на башнях, шатрах, кивориях и ротондах (см. ниже).

9. Арабески на столах и немного на других предметах (см. ниже).

10. Описание атмосферных и астрономических явлений.

11. Язычество (см. выше).

12. Камень-дерево и орудия труда на стройках.

Группы 3, 10 и 12 напрямую не связаны с темой настоящей работы; при анализе содержания миниатюр они выделились автоматически. Группа 10 является датирующей и должна быть рассмотрена отдельно. Про группы 3 и 12 скажем пока только то, что они также указывают  на очень значительную правку миниатюр, проведенную после середины XV века.

В силу весьма большого объема, который занимает собранный материал, целиком он будет представлен отдельно. Здесь же приведем в качестве примера только его часть, соответствующую 3-5 тетрадям РС в виде таблицы 1 с необходимыми комментариями. Это – миниатюры с 56 по 94, от второй половины княжения Олега и почти до самого конца княжения Святослава. Их столько же, сколько и в среднем по тетрадям. Тетради эти (по [3], с.82 и по [7], с.4) – первые из сохранивших свой древний номер, то есть достоверность содержащейся в них информации несколько выше, нежели в первых двух, подвергшихся (по Б. А. Рыбакову [4]) вставкам и дополнениям.


Восточные элементы в миниатюрах 3-5 тетрадей РС.              ТАБЛИЦА 1.

Лист

мин

Сюжет;         возможные противоречия с традиционной хронологией

Тетрадь 3

16

16об

18об

 

19

 

19об

20об

21

 

 

 

21

 

21об

 

 

22

 

 

22об

 

 

 

23

 

 

 

40

41

42

 

43

 

44

45

46

 

 

 

47

 

48

 

49

50

51

 

52

 

 

53

54

 

55

 

Перун с серцевидным щитом.

У киевлян просто стяг и шлем с полумесяцем(?).

Император Лев VI в шапке епарха; посол Олега с саблей(?);

церковь без креста.

У Олега и его воина, на котором шлем с полумесяцем,

сабли переделаны в прямые мечи;    конюх с ятаганом.

Меч у Олега.

Меч у Игоря; ятаган и шапка епарха у Симеона; пушка в Царьграде

Симеон в шапке епарха; стяг с бунчуком у болгар;

у греков просто стяг, ятаган и изогнутый шлем.                      {ИЛИ}

Игорь в шапке епарха; стяг с бунчуком у киевлян;

у печенегов просто стяг, ятаган и изогнутый шлем.

У болгар сабля(?) и сердцевидный щит;

у императора ятаган и шапка епарха в старом рисунке.

Угры: меч, ятаган, шапка епарха и шлем с полумесяцем.

Греки: Роман с мечом и в шапке епарха(?), не в короне.

Игорь: длинные щиты и арабески (? артефакт) на корабле.

Киевляне: топор, меч(?), лук, чалма(?). Греки: церковь без(?) креста.

Греки: штандарт с бунчуком, сабля (?). Киевляне: стяги с бунчуками, длинный щит, штандарт с полумесяцем.

Греки: два Феофана в шапках епарха, церковь без(?) креста, ГППТ.

Киевляне: флаг с крестом, просто стяг, длинный щит, два круглых щита с арабесками, арабеска(?) на корабле.

Игорь с мечом(?) в шапке епарха (на старом рисунке - в чалме(?!)).

В войске Игоря щиты круглый и длинные,

просто стяг, стяг с бунчуком и стяги с полумесяцами.

Игорь в шапке епарха, в войске Игоря меч, стяг с полумесяцем(?), треугольный щит.

Тетрадь 4

26

26об

 

27

 

27об

28

 

28об

29

 

56

57

 

58

59

60

61

62

63

64

65

—: {нет комментариев по рассматриваемым параметрам}

Меч и сердцевидный щит у Игоря; крест со стандартными буквами и купол церкви без креста у греков.

Сабля и меч у Игоря.

Меч(?) у Игоря; знамя с бунчуком и полумесяцами в его войске.

Ятаганы, круглый и длинный щиты у древлян.

Византийская чалма у древлянина; меч у воина Ольги.

29об

 

 

30

30об

31

 

31об

 

66

67

 

68

69

70

71

72

 

Ятаган, меч и кинжал у воинов Ольги.

Сабля у воинов Ольги; пищаль, перерисованная в горн (далее – ГППТ) и щиты с полумесяцами(?) у древлян.

Ольга в шатре с полумесяцем(?).

"Погнувшиеся" мечи и длинный щит у воинов Ольги.

Треугольный щит у Святослава.

Корона у императора Византии; нимб у патриарха Византии;

крещение Ольги около башни с полумесяцем и звездой(?).

Тетрадь 5

32

32об

33

33об

 

34

 

 

34об

 

35

35об

 

 

36

36об

 

37

 

37об

 

38

 

 

 

38об

 

39

 

 

39об

 

73

74

75

76

 

77

78

 

79

80

81

82

83

 

84

85

 

86

 

87

 

88

 

89

 

90

91

92

 

93

94

 

Корона у византийского императора.

Нимб над византийским патриархом.

У византийских послов мечи и полумесяцы(?) на шлемах.

Меч и византийская чалма у Святослава;

исправленный крест с буквами (перерисован из-за них?).

Меч(?) у Святослава; длинный (сердцевидный) щит у его воина.

Сабли(?) у воинов Святослава;

у хазар: бунчук, ятаган и полумесяц(?) на шлеме.

Меч(?) у Святослава.

Меч у печенегов; щит с арабеской(?) у киевлян.

ГППТ у киевлян; бунчук у печенегов.

Сабля у воеводы Святослава Претича. Сабля, перерисованная в меч, у печенега; "арабская вязь" под конем (видимо, артефакт).

Чалма у Святослава;

нимб у киевлянина {как такой тогда в Киеве очутился?}.

Меч(?) {и борода, что неверно} у Владимира.

Флаг, знамя с бунчуком и длинный щит у Святослава.

ГППТ, пушка и ядро в Переяславце; в войске Святослава ятаган, щит с полумесяцем(?) и изогнутые шлемы.

И у греков, и у Святослава изогнутые шлемы и бунчуки; у греков ятаганы и полумесяц(?) на щите.

Меч греков у Святослава;

Святослав в необычной шапке с крестом.

Святославу повторно дарят меч; Иоанн Цимисхий в короне.

Меч и бунчук у Святослава.

Иоанн Цимисхий в короне;

Ятаган у Святослава; сабля у послов Святослава.

ГОМЗ; меч(?); Святослав в необычной шапке с крестом.

Иоанн Цимисхий в необычной шапке с крестом, в той же, что только что была на Святославе.


Комментарии к приведенному в Таблице 1 и далее материалу следующие.

1. Длинное тире "—" – отсутствие комментария по данным параметрам; в фигурных скобках заключены комментарии по ходу изложения.

2. Слова, заключенные в фигурные скобки, являются комментарием по ходу изложения. Запись "полумесяц(?)" означает, что рисунок полумесяца нечеткий, и мы не можем настаивать на данной трактовке. Запись "меч(?)" означает, что на рисунке не видно, прямой он или изогнут, как сабля. Запись "сабля(?)" означает, что по сюжету это мог быть и меч, "погнувшийся при ударе о верхнюю строчку". Запись "звезда(?)" означает, что рисунок ее нечеткий; мы не можем настаивать на такой трактовке. Аббревиатура ГППТ – это "горн, пищаль или подзорная труба".

3. Помимо того, что лист 38 РС был отрезан, подклеен и заново переписан (другим полууставом), миниатюры 89, 90 и 91 на нем, разумеется, также были переделаны. Осуществлялась эта переделка, судя по схематичной манере изображения лиц, именно тем мастером, который правил большинство (нарисованных гораздо тщательнее) лиц на других миниатюрах. Миниатюра (94;39об) правилась им же, но под ошибочно нарисованной шапкой с крестом короны в прежнем варианте рисунка не видно. Скорее всего, там была чалма, то есть изображен был не император, а Святослав, отправляющий ему свое послание. Надо также отметить, что при коррекции лиц борода Святославу была выправлена совершенно напрасно: она у него еще не предполагалась, судя по предыдущим миниатюрам.

4. Про наклеенную миниатюру (88;38) надо сказать следующее: она является своим первоначальным вариантом, судя по сохранившимся на ее верхнем обрезе нижним частям букв старого текста. Все они практически совпадают с таковыми же на двух последних строках переписанного текста листа 38, начиная со слова "сто~славъ". В издании [1] она не вынесена в приложения. В издании [2] она не приведена в том же виде, что и другие – отклеенные – миниатюры, поскольку наклеена она была на пустое место листа. Таким образом, пока нельзя сказать ничего определенного про ее оборотную сторону, на которой может быть часть старого варианта текста или миниатюры листа 38об., который кому-либо, чем-нибудь, когда-то сильно не понравился. Это – недоработка издания [1].

5. Сравнивая друг с другом миниатюры (88;38) и отклеенную (198;88), видим, что мы находимся у границы применимости новых компьютерных технологий (обработка изображений с помощью FOTOSHOP и аналогичных ему систем) для анализа древних (поврежденных) текстов. Текст на оборотной стороне (198;88) восстанавливается с их помощью по своему негативу (даже без использования его явного вида, сохраненного в издании [2]). С другой стороны, определить наличие филиграни на остатке листа с (88;38) с использованием FOTOSHOP-6.0 (но только по копии, без оригинала РС) не получается. А сделать это необходимо для выяснения хронологии написания и редактирования РС (см. работу [12]).


Далее в таблицах используем обобщенное название "арабеска". Так называется рисунок в виде геометрического орнамента, в котором есть элементы арабского алфавита, не образующие какого либо осмысленного текста на арабском. "Арабески" в РС даны преимущественно в виде нескольких кругов либо полумесяцев, схематично изображенных на башнях, флагах и т.п. Они бывают:

– расположены в ряд, например в (5;5); тогда возникает вопрос: арабеска ли это. Как сказано выше, мы составили полный их список по порядку номеров миниатюр, не делая соответствующих оценок, кроме очевидных случаев противоречия со скалигерово-миллеровой версией;

– расположены цветком, например в (12;8); в этом случае имеем элемент цветочного орнамента либо (чего a priori исключать нельзя) фигурный крест, если полумесяцев четыре;

– расположены узором, как например, в (506;201об) – это случай собственно геометрического орнамента.

Надо иметь в виду, что качество миниатюр РС весьма низкое, что-то вроде современного стиля "примитив", если сравнивать их с миниатюрами "Лицевого Свода" или же с таковыми в "Хронике Георгия Амартола", например. Потому украшения башен, столов и знамен не дотягивают до настоящих арабесок. Для сравнения можно указать на следующие пары изображений: миниатюры 212 и 448 на листах 93 и 183об соответственно с фото надписей арабской вязью, особенно на правой, в Царьградской Софии, приведенной в GEO, No 4, апрель, с.121. Скорее всего, миниатюры протографа РС – Радзивиловской летописи – были богато украшены ими, а копиисты, создававшие РС (намеренно или нет), просто испортили их, оставив от каждой только самые крупные линии. Они просто не умели рисовать в таком стиле или уже не видели смысла в таких рисунках. Иначе будет весьма трудно объяснить все анахронизмы и ошибки, оставленные ими и перечисленные ниже.

 

1.2. Элементы миниатюр с неоднозначной трактовкой

Здесь же следует указать и на предельный уровень точности в трактовках тех или иных элементов, изображенных неряшливо. Рассмотрим, например, миниатюру 374 на листе 162. В листьях дерева можно, при желании, разглядеть некую криптограмму... Очевидно, однако, что подобные "записи" в большей или меньшей степени присутствуют в изображении любого дерева на миниатюрах. Фактор их низкого качества сильно влияет и на оценку количества восточных элементов в них. Например, навершья шлемов и рукояти мечей, которые должны заканчиваться шарами, почти на всех рисунках выглядят завершенными более или менее явно выписанным полумесяцем, что, разумеется, в большинстве случаев является артефактом. Перечень наиболее характерных на наш взгляд артефактов, возможно, присутствующих на "втором плане" в миниатюрах, дается в таблице 2, по которой и можно судить о достигаемом уровне точности.


ТАБЛИЦА 2.

Вероятные ошибки в трактовке непонятных символов.

Лист.

Мин

Сюжет

Расположение элемента в миниатюре.

Трактовка

3об

9

10

12

12об

13

15

21об

22об

35об

42

62об

80

84

85

 

88

93

99

113

119

140об

141

144

150

154

158

162

170

174об

181об

188

200

206

217

234

242об

    2

  16

  20

  28

  29

  31

  37

  49

  52

  83

102

138

172

184

188

 

198

212

224

255

269

308

310

315

333

346

363

374

404

421

442

463

501

519

548

588

607

знаки

знаки

знаки

знаки

узор

текст

узор

знаки

знаки

знаки

знак

текст

узор

знаки

знак

 

текст

текст

знаки

узоры

знак

знаки

знак

знаки

знаки

буквы

знаки

знаки

знаки

знаки

знаки

знак

знак

буквы

шпили

знаки

узор

"II~" между святыми Андреями

"||" перед левой фигурой

полумесяцы в воде

полумесяц и арабески в камнях

Либо в сбруе, либо в хлысте

в грамоте "добро" и др. буквы

корабль: арабеска и полумесяц

арабеска на корабле

арабеска на корабле

"арабская вязь" в камнях

над головой уже убитого Олега

в грамотах

стяг с бунчуком

"кирпичные" письмена

доспехи с явным полумесяцем у

воина Мстислава либо Ярослава

в грамоте

в грамоте

"П@" рядом с миниатюрой слева

Святой инок Исаакий на углях

"С" слева от миниатюры

украшения на троне

в складках одежды

слева от башни

полумесяцы в камнях

на грамоте: "ΘЕО"

на левой скале

левое дерево

"||" над правой фигурой

украшения на столах, на башне

полумесяцы и крест в скалах

"М" на башне

"П" над головой

в упряжи

на башне трубы или полумесяцы

на камнях

полумесяцы на половецких вежах

сколько их ?!

Новгород?

артефакт?

артефакт

артефакт?

артефакт?

артефакт?

артефакт

артефакт

артефакт

клякса?

артефакт

артефакт?

артефакт?

артефакт?

 

артефакт

артефакт

работа писца

арабеска?

"двести"?

арабеска?

5 римская?

кустарник?

артефакт

Феодосий?

дерево?

ветки?

Киев? (ср. с л.9)

арабески?

артефакт

зубцы?

номер?

артефакт

артефакт?

артефакт

артефакт


2. Мусульманские и христианские символы на миниатюрах РС

2.1. Мусульманские и христианские символы в архитектуре

Во многих изображениях башен использован элемент, похожий либо на глубокое окно, либо на месяц, либо на затмение (обозначаемый для краткости ГОМЗ). Первый вариант ответа не вызывает сомнений: в башне МОЖЕТ быть весьма глубокое окно. Последний вариант ответа малореален, так как в городской архитектуре нет примеров массовых изображений солнечных или лунных затмений, равно как и других астрономических явлений. Если же считать данный элемент полумесяцем (что, разумеется, нельзя опровергнуть по соображениям архитектуры), то сразу приходим к противоречию с принятым как минимум за 200 лет до того на Руси христианством. Точные данные приведены в Таблице 3.

ТАБЛИЦА 3.

Возможные изображения полумесяца со звездой

Лист.

Мин

Город

Элемент рис.

Примечания; сюжет рисунка

  13об

  32

Паннония?

п.башня

Мефодий – епископ

  31об

  72

ЦАРЬГРАД

п.башня

крещение Ольги

  39 

  93

ПЕРЕЯСЛАВЕЦ

ц.башня

мирный договор Святослава

  70об

150

КИЕВ?

п.башня

Св.Владимир после 988года

  74 

161

КИЕВ?

л.башня {–?}

Св.Борис оплакивает отца

100об

229

КИЕВ

п.башня {–?}

княжение Всеслава

101об

232

КИЕВ

л.башня {–?}

княжение Изяслава

105об

240

В. НОВГОРОД

л.башня

князь Глеб и волхв

107 

244

КИЕВ

л.башня {+!}

Ярославичи после литургии

107об

246

КИЕВ

л.башня

Вокняжение Святослава

109 

248

КИЕВ

л.башня

Прощание с Феодосием

110 

249

КИЕВ

л.башня {–?}

Феодосий и Дамиан

110об

250

КИЕВ

л.башня {–?}

Старец Матфей и бесы

113 

254

КИЕВ

п.башня {+!}

2 раза.Печерский монастырь

114об

258

КИЕВ

л.башня {–?}

Печерский монастырь

128об

275

ТОРЧЕСК

п.башня

Разгром половцами города

141 

309

КИЕВ

п.башня {–?}

Ослепление Василька

142об

313

ПЕРЕЯСЛАВЛЬ

л.башня

Владимир Мономах

143об

314

КИЕВ?

ц.башня

Святополк и Владимир

163об

377

КИЕВ

п.башня {–?}

Св.Владимир Святославич

172 

411

---

в небе      {+}

Описание затмений и гало

173 

414

КИЕВ

л.башня

Всеволод и Святослав

176 

426

КИЕВ

в троне  {+!}

3 раза. В троне окон нет

209об

529

В. НОВГОРОД

л.башня

2 раза. Осада города

217 

548

ЧЕРНИГОВ

п.башня

Послы у Святослава


В таблице 3 комментарий {–?} означает, что данный рисунок почти наверняка является окном. Записи {+} и {+!} означают большую вероятность трактовки рисунка как полумесяца.

Особый интерес представляет миниатюра (72;31об). На ней ясно видно, что это именно полумесяц: он со звездой (хотя и неряшливо исполненной) внутри себя. А миниатюра эта посвящена, между прочим, крещению Ольги! Таким образом, возникает гипотеза: сначала на перечисленных в таблице 3 миниатюрах (кроме помеченных знаком –) присутствовала обычная мусульманская символика, и только после замазывания звезды возникли анализируемые сейчас варианты трактовки данных рисунков. Миниатюра (426;176) также доказывает, что выбор в пользу полумесяца на большинстве миниатюр таблицы 3 оправдан. Краткие описания их сюжетов, данные в примечаниях, показывают, что в рамках традиционной хронологии все они (за исключением, возможно, (275;128об)) противоречат соответствующим летописным статьям. Миниатюра (411;172) прямо показывает, что и затмения, и полумесяц действительно изображались таким же образом, как и на большинстве перечисленных в таблице 3 миниатюр.

Подходя к рассмотрению архитектурных элементов миниатюр с другой стороны, можно задаться следующим вопросом: как художник начала XIII или даже конца XV века изображал церкви, монастыри, храмы в стране с 200(500)-летней христианской традицией? Ответ на него (с использованием только миниатюр РС) оказался весьма неожиданным. Приведем данные по куполам, над которыми есть/нет/должны быть (но их нет) кресты.

Только 5 из 14 крестов были в старых рисунках; один из них (черный) подрисован к одному из четырех царьградских куполов в XVIII веке (судя по данной в [1] датировке других исправлений, проведенных черными цветом). В 32 миниатюрах 34 купола остались без крестов. Быть может, 7 крестов были в старых рисунках (2 оказались срезанными при переплете), а в 30 миниатюрах 32 купола остались без крестов. В любом случае количество крестов составляет 12-30% от необходимого, что представляется довольно странным для иллюстраций книги, изданной в стране с 600-летней христианской традицией.

Крайне маловероятно, что иллюстраторы сознательно вводили в сюжет миниатюр именно тот момент постройки церквей, когда они почти готовы, вот только креста на них нет. Да и просто опасно было бы для них щеголять подобным атеизмом. А для миниатюры (129;59об) с церквями в Константинополе такая трактовка просто неверна. Вообще эта миниатюра производит странное впечатление. В ней крест над одним из четырех куполов поставлен черными чернилами, такими же что, и в правке выносных букв, которая, согласно предисловию в [1], т.2, производилась в XVIII веке. Еще один подобный "христианский" элемент РС – это запись части верхних черных номеров листов не в виде, например, 195, но как Х95. Видимо, тогда еще не была забыта первоначальная связь римских I и X с именем Иисуса Христа [9].

Явной ошибкой в описаниях миниатюр следует рассматривать трактовку (347;154) как захват половецких веж, которые далее будут изображаться в виде повозок. Здесь же "вежа половецкая" – это монументальное сооружение, напоминающее обычную церковь. Ошибка, однако, произошла много ранее, когда данный рисунок был помещен на свое теперешнее место, рядом с не соответствующим ему текстом. Информация о куполах и крестах приведена далее в таблице 5.

Приведем теперь данные по башням, над которыми есть полумесяцы. Временна′я и географическая локализация сюжетов миниатюр такова, что этот главный мусульманский символ мы не предполагаем увидеть вообще. При учете возможных исправлений миниатюр в конце XV века, после великих Османских завоеваний, подобную символику с некоторой натяжкой можно отдать печенегам, торкам, половцам – степнякам. Миниатюры же (особенно в своих старых вариантах) показывают нам совсем другую картину. На 41 из них, видимо, были полумесяцы, в дальнейшем переправленные в круги. Исправления велись столь грубо, что несмотря на них (например, в (538;212об)) полумесяц на шпиле башни остался отлично виден. Как ему и полагается, первоначально он был несколько наклонен. Информация о башнях с полумесяцами приведена далее в таблице 6.

Осталось сравнить, какая символика (христианская или нет) была предпочтительней, по крайней мере, для художника, при расписывании башен и стен. То, что крестовидный орнамент в самом деле был призван отражать (подчеркивать) христианские элементы в миниатюре, следует из рассмотрения (116;47), на которой дом варягов-христиан украшен/отмечен именно таким орнаментом. Всего, помимо отмеченной, можно насчитать 4 подобных росписи: (96;40об), (212;93), (317;144об), где кресты (?) есть в старом рисунке трона, и (354;156). Как при сравнении значимости креста и полумесяца, ясно видно, что предпочтение вновь отдано восточным элементам рисунка: 33 "недопустимых" арабески и 4 крестовидных орнамента. Возможные изображения полумесяцев в орнаменте и арабески на стенах башен представлены в отдельной таблице 4; "нет/да" в последней ее колонке означают не/возможность такого изображения в скалигеровой хронологии.

Можно дать единое объяснение всем отмеченным несоответствиям текста и миниатюр РС: иллюстратор был некомпетентен. Возможно, он не был русичем, и Русь представлялась ему восточной страной, а Восток ассоциировался с полумесяцами и другими восточными же элементами. Но не следует спешить: следствием такого объяснения будет невозможность реконструкции действительных исторических событий на основании РС.

Кроме того, данное объяснение не согласуется с некоторыми очень яркими нестыковками летописного текста с традиционной хронологией христианства. Апокрифичность многих утверждений философа, просвещавшего еще "несвятого" Владимира, отмечена Д. С. Лихачевым в [10], т.2. Он же (по нашему мнению, заведомо неправильно) перевел отрывок из "Символа веры", в котором Лука-евангелист, написавший первую икону, является для автора (переписчика) РС современником Василия Великого. Точка, разделяющая обе фразы в переводе, не следует ни из текста РС, ни из текстов, собранных в [10].


ТАБЛИЦА 4.

ПОЛУМЕСЯЦЫ И АРАБЕСКИ НА СТЕНАХ И БАШНЯХ



лист

мин

чья башня

рисунок на башне

?/!

    4

5

7об

8

8об

9об

10об

12об

14

43об

97

100об

107об

116

121об

134

139об

142об

144об

145

147об

148

160об

161

162

163

164об

165

167

168

169

173

173

173об

176об

177

182об

183об

    3

    5

11

12

14

18

22

29

33

107

220

227

246

263

275

298

306

313

317

318

325

327

369

370

373

377

383

385

394

397

401

414

415

416

428

429

446

449

КИЕВ
                       Русь

Хазары

ЦАРЬГРАД

Варяги

КИЕВ?

СМОЛЕНСК

Запад. Слав.

ПРАГА?

КИЕВ

МИНСК

КИЕВ

Польша

ЧЕРНИГОВ

КИЕВ

КИЕВ

КИЕВ

ПЕРЕЯСЛАВЛЬ

ВСЕВОЛОЖ

ВСЕВОЛОЖ

КИЕВ?

БЕРЕСТЬЕ

ПЕРЕЯСЛАВЛЬ

МУРОМ

ИЗЯСЛАВЛЬ

КИЕВ

КИЕВ

ПЕРЕЯСЛАВЛЬ

ПЕРЕЯСЛАВЛЬ

КИЕВ

КИЕВ

               Волынь?

ЧЕРНСК

НОВГОРОД

КАРАЧЕВ

ПЕРЕЯСЛАВЛЬ

КИЕВ

КИЕВ;     ЛУЦК

узор

арабеска

арабеска и узор

арабеска

3 полумесяца со звездами.

2 полумесяца без звезд и 2 креста. арабеска

арабеска

узор

2 арабески

арабеска

2 арабески

3 арабески

2 арабески

узор в старом рисунке церкви ?

6 арабесок

арабеска

3 арабески

2 арабески в старом рисунке

4 арабески

арабеска на стене

2 арабески

полумесяцы или арабеска

полумесяцы или арабеска

2 арабески

2 арабески

2 арабески

арабеска

арабеска

арабеска

арабеска

2 арабески

4 арабески

4 арабески

2 арабески в старом рисунке

2 арабески

арабеска в старом рисунке церкви (!?)

полумесяцы или арабеска;   арабеска

нет

нет

да!

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

да?

да?

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

да?

нет

да?

нет

нет

нет


ТАБЛИЦА 5.

          КРЕСТ НА КУПОЛЕ                              ЛЫСЫЙ КУПОЛ

Лист,

мин

ГОРОД и комментарии

Лист,

мин

ГОРОД и примечания

    9об

 

59об

 

 

 

 

 

62об

 

69об

 

 

70

 

 

114об

 

121об

 

 

130

 

154об

178об

 

 

222

 

225

 

 

238

 

 

242

18

 

129

 

 

 

 

 

139

 

148

 

 

149

 

 

258

 

275

 

 

287

 

349

434

 

 

560

 

568

 

 

599

 

 

606

КИЕВ;

кресты на башне

КОНСТАНТИНОПОЛЬ пририсован черными чернилами скорее всего в XVIII веке только к одному из четырех(!) куполов

КОРСУНЬ

киворий

КИЕВ

Пририсован сбоку

Позже

ВАСИЛЕВ

Был(!) и в старом,

есть и в новом рисунке

КИЕВ

пририсован сбоку

КИЕВ

пририсован сбоку

позже

ВЛАДИМИР

пририсован позже

КИЕВ

КИЕВ

пририсован позже

поверх текста

СУЗДАЛЬ

рисунок поздний

ВЛАДИМИР

5 куполов с крестами

в позднем рисунке

КИЕВ

имеется в позднем рисунке

ВЛАДИМИР

имеется в позднем рисунке

  15

  18об

  22

  22об

  26об

  59об

  61об

  62об

  67об

  74

  76

  83

  92

  92об

106

106об

107

109

111

120

137

138об

148

154

172об

179об

182об

186

192об

213

226об

230

245об

 

  36

42

50

52

57

129

135

140

142

158

163

180

209

211

242

243

244

248

251

272

303

307

327

347

413

437

446

456

476

539

570

580

613

 

КОНСТАНТИНОПОЛЬ

КОНСТАНТИНОПОЛЬ

КОНСТАНТИНОПОЛЬ

КОНСТАНТИНОПОЛЬ

КОНСТАНТИНОПОЛЬ

КОНСТАНТИНОПОЛЬ:3

КИЕВ; слишком рано

КОРСУНЬ

КИЕВ                            (+)

КИЕВ

ВЫШГОРОД

КИЕВ

КИЕВ

КИЕВ

КИЕВ

КИЕВ

КИЕВ

КИЕВ

КИЕВ

КИЕВ

СУЗДАЛЬ

КИЕВ

КИЕВ

вежи половецкие?

ПЕРЕЯСЛАВЛЬ

КИЕВ

КИЕВ

КИЕВ

ЧЕРНИГОВ                (+)

СУЗДАЛЬ

ВОЛОКОЛАМСК

ВЛАДИМИР

КИЕВ

 

(+) – возможно, что крест был срезан при переплете. Малые изображения во втором томе не дают дополнительной информации на этот счет.


ТАБЛИЦА 6.

Возможный – "("(?) и явный – "(" полумесяц/ы – "(("/ на шпиле,

над колоннами и в углах башен, шатров и кивориев"

Лист

Мин

Город (страна)

Место полумесяца в миниатюре и комментарии

    5

9об

13об

19

30

61об

62об

62об

74об

77

89об

90

101об

111

112

115

124

131

144

148об

149об

155об

156

156об

159об

168об

173

174об

176об

177

178

179об

189об

192об

197об

212об

217

217об

224

227

227об

5

17

32

43

68

135

139

140

160

166

202

204

231

251

253

259

278

290

316

329

332

353

355

357

366

400

414

421

427

429

432

436

467

476

493

538

548

549

563

571

574

Русь

ЦАРЬГРАД(?)

Панонния

КИЕВ

ИСКОРОСТЕНЬ

КИЕВ

КОРСУНЬ

КОРСУНЬ

река Альта

КИЕВ

КИЕВ

КИЕВ

КИЕВ

КИЕВ

КИЕВ

КИЕВ

ПОЛОЦК

ПЕРЕЯСЛАВЛЬ

ВОЛЫНСК

КИЕВ

ДОЛОБСК

КИЕВ

Подунавье

НОВГОРОД

ПЕРЕЯСЛАВЛЬ

НОВГОРОД

ВОЛЫНСК

ГАЛИЧ

КИЕВ

ПЕРЕЯСЛАВЛЬКИЕВ

КИЕВ

под Киевом

ЧЕРНИГОВ

РОСТОВ

ВЫШГОРОД

ЧЕРНИГОВ(?)

ЧЕРНИГОВ

РЯЗАНЬ (?)

КОЛОМНА

РЯЗАНЬ

"("(?) над башней

шесть "((" по два над тремя башнями

"((" над колоннами, "("(?) над киворием

"(("(?) над колоннами шатров

"("(?) над шатром

"("(?) над башней

"(("(?) в углах башни

"("(?) над башней

"(("(?) над шатром

"("(?) над шатром

"("(?) над киворием

"(("(?) в колоннах кивория

"("(?) над башней

Печерский монастырь, "((" в углах башни

Печерский монастырь, "(" над башней "(" над башней

"(("(?) в углах башни

"("(?) над теремом

"(("(?) в углах башни

"(("(!) в углах башен

"("(?) над шатром и "((" в углах башни

"("(?),"(("(?) над и в колоннах кивория

"("(?) над башней

"(("(?) в углах башни

"("(?) над киворием

"(("(?) в углах башни

"("(?),"(("(?) над и в колоннах башни

"("(?) над башней

"(("(?) в углах башни

"(("(?) в углах башни

"(("(?) в углах башни

"(("(?) в углах башни

у Юрия Долгорукого "(" над шатром

"("(?) или купол над башней

"("(?) в старом рисунке над башней

"("(!) над башней

(РОСТОВ,СУЗДАЛЬ ?);"(("(?) над башней

лист обрезан; "+" или "(" над киворием

лист обрезан; "+" или "(" над башней

"("(?) над башней

"("(?) над башней


2.2. Мусульманские и христианские символы в оружии

Анализ изображений доспехов: брони, шлемов, щитов и оружия и в первую очередь соотношения мечей у русичей и сабель у степняков, которыми они должны сразу различаться, затруднен уже отмеченным низким качеством исправлений миниатюр, при которых мечи, видимо, "гнулись при ударе о строку сверху". Поэтому детальных таблиц здесь мы не приводим; отмечая только явно янычарский вид киевских дружинников Мстислава (212;535) и непроанализированные Б. А. Рыбаковым редкие типы шлемов, изображенных на (29;12об) у угров и на (525;208) у Михалка Юрьевича, аналогичные тому, который изучался им при рассмотрении (453;185).

Информация по присутствующим на миниатюрах изображениям щитов в целом оставляет без изменений соотношение между мусульманскими и христианскими элементами, отмеченное при анализе изображений элементов архитектуры. Всего на третьей части общего количества миниатюр изображено 215 щитов. Из них: сердцевидных            41,

круглых                    104,

треугольных                5,

обычных                    37,

фигурных                  28.

Кресты на них присутствуют всего-навсего ДВА раза.

Наиболее характерная часть данных по щитам представлена в таблице 7, а по различным клинкам – в таблице 8.

ТАБЛИЦА 7.

Соотношение христианских и мусульманских элементов на щитах.

Лист

Мин

Владелец щита с росписью;                 противоречия с хронологией.

  22об

37об

60об

104об

115об

116об

116

142

145

155

 

161об

169

182об

183

185

206об

52

87

132

239

260

263

263

312

318

351

 

372

401

445

447

453

520

Щиты с арабесками у русичей.

Щит с полумесяцем в войске Святослава Игоревича.

Щиты с полумесяцем в войске Владимира Святославича.

Полумесяц в щите(? или в блюде) у новгородца(?).

Щит с арабеской у Всеволода Ярославича.

Щит с полумесяцем у Изяслава/Всеволода Ярославичей.

Щит с арабеской и полумесяцем

Щит с арабеской и полумесяцем у Святославичей.

Щит с арабеской и полумесяцем у Ростиславичей.

Святополк Изяславич– "крестоносец" с сердцевидным щитом; тут же– Владимир Всеволодович Мономах как Георгий Победоносец.

Щит с полумесяцами у Изяслава.

Щит с полумесяцами у Ольговичей.

Щит с арабеской и полумесяцем у Долгорукого.

Щит с арабеской и полумесяцем у Долгорукого.

Щит с полумесяцами у Андрея Юрьевича Вышгородского.

Щит с очень хорошим крестом у Мстислава Андреевича.


ТАБЛИЦА 8.

Мечи, мечи-сабли, сабли, сабли-мечи, ятаганы, кинжалы

Лист

Мин

Различного вида клинки и их обладатели

с/я

?/!

  10

19

Сабли у греков, и у Аскольда с Диром.

2

нет.

  11

24

Сабля у новгородцев.

1

нет.

  11об

25

Сабля у Олега.

1

нет.

  12об

29

Сабли у угров.

2

да?

  14

34

Сабля(?) у Симеона Болгарского.

1?

нет.

  15

36

Ятаган и сабля у Олега.

1/1

нет!

  18об

42

Сабля(?) у посла Олега.

1?

нет.

  19

43

Сабли, переделанные в мечи у Олега и его воина.

Ятаган у конюха Олега.

2

1

нет.

нет!

  27

58

Сабля у Игоря.

1

нет.

  27об

60

Ятаганы у древлян.

2

нет.

  29об

66

Ятаган и меч с кинжалом у воинов Ольги.

1

нет!

  29об

67

Сабля у воинов Ольги.

1

нет.

  30об

69

Сабли у воинов Ольги.

2

нет.

  34

78

Сабли(?) у воинов Святослава.

Ятаган у хазар.

2?

1

нет.

да!

  35об

83

Сабля у воеводы Святослава Претича.

Сабля, переделанная в меч у печенега.

1

1

нет.

нет?

  37об

87

Ятаган у Святослава.

1

нет!

  38

88

Ятаганы у греков.

2

нет!

  39

92

Ятаган   у Святослава; сабля у его послов.

1/1

нет!

  40об

97

Сабли у печенегов и у Святослава.

2

?!.

  41

99

Сабля у Ярополка.

1

нет.

  47об

117

Сабля у Волчьего Хвоста (Св.Владимир).

1

нет.

  71

152

Ятаган у людей Владимира.

1

нет!

  77об

167

Ятаган у людей Святополка.

1

нет!

  79

169

Ятаган у людей Святослава.

1

нет.

  79об

170

Ятаганы у людей Ярослава.

2

нет!

  80

172

Сабля у Ярослава.

1

нет.

  80об

174

Сабля у Ярослава.

1

нет.

  82

178

Ятаган у Святополка.

1

нет!

  83

181

Сабля у Мстислава.

1

нет.

  83об

182

Сабля у Редеди(?).

1

да.

  83об

183

Сабля у Мстислава.

1

нет.

  84об

186

Ятаган у Мстислава

1

нет!

  84об

187

Ятаган у Мстислава.

1

нет!

  85об

190

Ятаган и сабля у поляков.

1/1

нет!

  86об

  89об

195

203

Сабля у печенегов (все перепутано).

Сабля у Ярослава

1

1

да.

нет.

ТАБЛИЦА 8 (продолжение).

  95

215

Сабля у Всеслава.

1

нет.

  97

221

Сабля у Ярославичей.

1

нет.

103

236

Ятаган у Яна Вышатича.

1

нет!

104

238

Ятаганы и сабля у северян.

1/2

нет?

116

263

Сабля у русичей.

1

нет.

119

269

Сабля у

проклятого Нерадца

.

1

да ?

127об

281

Сабля или ятаган у половцев.

1

да !

131об

292

Ятаган у русичей.

1

нет!

131об

293

Сабля у половцев.

1

да.

134

298

Ятаган у Боняка.

1

да !

136

300

Сабля у Изяслава.

1

нет.

144

315

Сабля у Давыда Игоревича Волынского.

1

нет.

148

327

Сабля у Святополка Изяславича Киевского

1

нет.

148

328

Сабли у русичей.

2

нет.

150об

335

Ятаган у русичей (половцы бегут).

1

нет.

153об

343

Сабля у русичей (половцы бегут).

1

нет.

155об

343

Сабля у волынян.

1

нет.

156

355

Сабли у сарацин.

2

да!

160

368

Ятаган у Ольговичей.

1

нет!

161

370

Сабля у Ярослава или у Мстислава.

1

нет.

167

394

Сабля у Ольговичей.

1

нет.

169об

403

Ятаган у трубача Ольговичей.

1

нет!

170об

406

Сабли у всех русичей.

2

нет.

172об

413

Сабля у Ольговичей.

1

нет.

176об

428

Ятаган у русичей.

1

нет!

190об

469

Ятаган у половцев или у Юрия Долгорукого

1

?!

192об

477

Ятаган у Изяслава Мстиславича Киевского.

1

нет!

197

492

Сабли у киевлян.

2

нет.

199

497

Сабли у киевлян и переяславцев.

2

нет.

201

505

Сабля у киевлян или у галичан.

1

нет.

205

517

Сабля у владимирцев против булгар.

1

нет.

206

519

Сабля у владимирцев против киевлян.

1

нет.

207об

524

Сабля у половцев.

1

да.

208об

526

Сабля у Михалка Юрьевича.

1

нет.

209

527

Сабли в дружине Михалка Юрьевича.

2

нет.

210об

532

Сабля у Михалка Юрьевича.

1

нет.

211об

532

Сабля у Мстислава Андреевича.

1

нет.

212

535

Сабли у киевлян.

2

нет.

213об

540

Сабля у Святослава Всеволодовича.

1

нет.

214об

541

Сабли у заговорщиков Кучковичей.

2

нет.

214об

542

Сабля у заговорщиков Кучковичей.

1

нет.

 

ТАБЛИЦА 8 (окончание).

215

543

Сабля у заговорщиков Кучковичей.

1

нет.

215об

545

Сабли у горожан Боголюбова.

2

да?

221

556

Сабли(?) у суздальцев.

2?

нет.

227

572

Сабля у Романа Глебовича Рязанского.

1

нет.

227об

573

Сабля у Всеволода Большое Гнездо.

1

нет.

228

576

Сабля    у воина Всеволода Большое Гнездо.

1

нет.

231об

581

Ятаган(?)у Владимира Глебовича.

?1

нет.

232

582

Сабля у Владимира Глебовича.

1

нет.

232об

583

Сабля у князя Игоря.

1

нет.

233

585

Сабли у половцев.

2

да.

233об

586

Сабли у князя Игоря и у половцев.

2

да?

234

588

Сабля у половцев, либо у переяславцев.

1

??

234об

589

Сабля у половцев.

1

да.

238

599

Сабля у половцев (или у русичей).

1

??

238об

600

Сабля у половцев (или у русичей).

1

??

240об

603

Ятаганы у русичей.

2

нет!

241об

605

Сабли у русичей.

2

нет.

245

612

Сабля у русичей (против половцев).

2

нет!


Изображения арабесок и полумесяцев следует описать более подробно. Дуга, которую можно трактовать в неряшливо исполненом рисунке как полумесяц, встречается примерно на одной трети изображенных щитов. Ясно, однако, что, в отличие от возможного изображения полумесяца на башне, теперь в большинстве случаев надо считать, что изображен НЕ полумесяц, поскольку конструкция щита имеет круговую симметрию, и художники обязаны были ее отражать. С учетом данного замечания "мусульмански значимой" оказывается только роспись щитов Юрия Долгорукого на миниатюрах (445;182об) и (447;183). С учетом эквивалентности "Юрий Долгорукий <==> Артаксеркс Долгорукий", предъявленной в [6], столь формальное выделение войск Юрия Долгорукого показывает, что нельзя пренебрегать гипотезой о каких-то различиях (по мнению древнего художника) в вероисповеданиях последнего и остальных князей, встречающихся по ходу повествования. С другой стороны, сразу бросается в глаза то, что Владимир Мономах (точнее – либо он, либо Святополк Изяславич) изображен на миниатюре (351;155) попирающим змею/змея. Аналогия с образом Георгия Победоносца очевидна, но здесь потребуется дополнительный анализ, возникающего хронологического сдвига поскольку традиционные датировки походов на половцев Святополка Изяславича и Владимира Мономаха и походов Юрия Даниловича – прообраза Георгия Победоносца (см. [6]) – различаются на 200 лет.


2.3. Мусульманские и христианские элементы в головных уборах

Еще одним параметром, который указывает на наличие значительной восточной компоненты в миниатюрах РС, является соотношение между явно восточными и остальными головными уборами, использованными в рисунках. Оно значительно выше, чем аналогичные соотношения для знамен и даже для украшений в изображенной архитектуре. Если принимать во внимание только хорошо выписанные фигуры и не рассматривать детально изображения толпы, которые встречаются весьма часто, особенно в конце РС, равно как и изображения дружин того или иного князя, подаваемые, что называется, в едином строю, то это соотношение превышает 50%. Описанное допущение корректно: во-первых, люди обязаны были ломать шапки перед князьями, которые почти всегда изображены рядом. Это правило, правда, не всегда, но прослеживается в РС. А во-вторых, изображение шапок у простолюдинов таково, что они могут быть названы и чалмами. Наиболее характерная часть данных по ним представлена в таблице 9.


Чалма, "калмыцкая" шапка, корона, шапка епарха, нимбы    ТАБЛИЦА 9.

Лист

Мин

Краткий сюжет;             возможные противоречия с хронологией

   8об

9об

10об

 

15об

28

33об

36об

38

38об

39

39

39об

41

42

47

48

77

83

206

221.5

237

14

18

20

 

39

61

76

85

89

90

92

93

94

98

103

115

119

166

180

519

557

596

Шапка епарха переделана в корону на Рюрике.                             ?

Греки: епарх в шапке с крестом (шапка епарха).

Греки: император, патриарх и епарх

 в короне,    с нимбом ,  в шапке с крестом.

Лев VI и Александр в шапках епарха.                                             ?

Византийская чалма и просто чалма в старом рис. у древлян.      ?

Византийская чалма у Святослава.

Чалма у Святослава; нимб над духовником Ольги                        ?

Святослав в шапке епарха                                                               ?

Император в короне.

Император в короне.

Святослав в шапке епарха.                                                              ?

Святослав в шапке епарха.                                                              ?

На Олеге и Люте Свенельдиче шапки с полумесяцами                  ?

На Владимире шапка с полумесяцем                                              ?

На Владимире шапка с полумесяцем в старом рис.                       ?

На Владимире шапка с полумесяцем (?) в старом рис.                  ?

Нимб вокруг шапки с полумесяцем (?) на Св.Глебе!!                    ?

Чалма на дружиннике Ярослава Мудрого. ?

Чалма (?) на плененном киевском княжиче.

Чалма (?) у рязанцев.

Две чалмы на воинах Романа Мстиславича.


Количество возможных противоречий – (?) велико. И это без учета аналогичных данных по шлемам, среди которых много изогнутых (мягких) и шлемов с полумесяцами, например, на (111;45). Несколько противоречий, видимо, удастся снять при предположении об ошибочности трактовки (18;9об) как изображения епарха. Иначе приходится считать, что оформителям РС было все равно, рисовать ли князя в одеждах священника или поступать ровно наоборот. И так примерно в половине случаев в начале РС, где мастера «"бережно и тщательно" копировали лицевой оригинал» ([1], с.9). Отметим также, что короны часто переправлялись ими, например, на (262;116), а также, что нимба у Владимира Святого нет на половине миниатюр с его изображениями после 988 года, а на остальных он пририсован позднее.

2.4. Мусульманские и христианские элементы на знаменах

Аналогично можно рассмотреть не только архитектурные и военные, но и другие элементы миниатюр, например, знамена (стяги, флаги, штандарты и т.п.). Б. А. Рыбаков, говоря о миниатюре (562;223об.), утверждает, что на знамени в ней приведена монограмма князя (это, на наш взгляд, сомнительно), и не говорит, имени какого именно князя она соответствует. В рисунке на знамени есть явные следы арабески. Буквы кириллицы "Д", "Г" или "П", "Е" или "С" и, быть может, "тета" и "омега" на ней также присутствуют. Но из них не сложить имени Всеволода Юрьевича Владимирского (Большое Гнездо), о котором и повествует данная миниатюра, чей сюжет может быть восстановлен однозначно при принятии интерпретаций, предложенных в [1], которым мы следуем здесь и далее. Там же он утверждает, что существует "четкое разделение стягов" у половцев и русских. Так именно его-то и нет! Штандарты с полумесяцами и с крестами бывают перепутаны между половцами и русичами.

Во многих изображениях батальных картин использованы штандарты типа крестов, типа полумесяцев и типа бунчуков либо знамена с крестами, флаги с арабесками или с полумесяцами. Разумеется, кресты мы ожидаем увидеть у греков и русичей после 988 года, а все остальное – разве что у печенегов, торков или половцев, хотя в этих случаях уже будут нелады со скалигеровой хронологией. Приводимая ниже таблица 10 показывает, что наши ожидания не оправдываются.


Штандарты, стяги и знамена на батальных миниатюрах        ТАБЛИЦА 10.

Лист

Мин

Полумесяц/крест/бунчук ; флаг/штандарт ; у кого он.

    8об

9

10

 

10

10об

11

12

14

 

14об

15

  14

16

19

 

20

22

24

28

34

 

35

37

Стяг с арабеской у варягов.

Стяг с арабеской(?) и бунчуком у Аскольда и Дира.

Флаг с бунчуком у русичей;

стяг с арабеской у Византийского императора Михаила

Флаг с крестами у русичей-язычников.

Флаг с бунчуком у Вещего Олега.

Флаг с полумесяцем на древке у Вещего Олега.

Флаг с малым бунчуком (под ним мог быть “(“ ) у угров.

Мусульманское знамя у Симеона Болгарского;

у него же, возможно, был штандарт с полумесяцем.

Флаг с арабеской и бунчуком у Вещего Олега

Возможно, был полумесяц на мачте корабля у Олега

21

22

 

22об

23

23

27

34

35об

37

38

38об

40об

44об

47об

60об

67об

68

69

80

 

80об

 

81

 

89

97

102

139об

156об

173об

176об

181

187об

192об

195об

196

198

 

201об

211об

219об

46

51

 

52

54

55

59

78

82

86

88

91

97

110

117

132

142

144

147

172

 

173

 

175

 

200

221

233

306

356

416

428

441

461

477

487

489

494

 

506

534

554

Флаг с бунчуком у Симеона Болгарского.

Штандарт с бунчуком у греков; 2 флага с бунчуками и штандарт с полумесяцем у русичей.

Флаг с крестами у русичей-язычников.

Штандарты с полумесяцами, флаг с бунчуком у русичей

Штандарт с полумесяцем(?) у Игоря.

Флаг с двумя полумесяцами и бунчуком у Игоря.

Флаг с бунчуком у хазар.

Штандарт с полумесяцем и с бунчуком у печенегов.

Флаг с бунчуком у Святослава.

Флаг с бунчуком у русских и у греков.

Флаг с бунчуком у Святослава.

Флаг с бунчуком у Святослава.

Флаг с бунчуком у варяжских воинов.

Флаг с бунчуком у Владимира Святославича.

Флаг с бунчуком или штандарт с полумесяцем у Владимира.

Штандарт с крестом в старом рисунке над Анастасом.

Флаг с бунчуком у печенегов; штандарт с крестом у Владимира.

Флаг с бунчуком у печенегов.

Штандарт с полумесяцем(?) в войске Ярослава Мудрого либо в войске Святополка Окаянного.

Мусульманское знамя в войске Ярослава Мудрого

либо в войске Святополка Окаянного.

Флаг с бунчуком в войске Болеслава и Святополка Окаянного либо в войске Ярослава Мудрого.

Флаг с бунчуком в войске Владимира Ярославича.

Флаг с бунчуком в старом рисунке у Ярославичей.

Флаг с бунчуком у Всеслава Брячиславича

Флаг с бунчуком у Василька Ростиславича

Флаг с бунчуком или штандарт с полумесяцем у Ярополка(?).

Исправлен штандарт: под бунчуком мог быть полумесяц

Штандарт с крестом у киевского воеводы Шварна.

Флаг с бунчуком в войске Ростислава Юрьевича.

Флаг с бунчуком в войске Владимира Володаревича.

Флаг с бунчуком в войске Изяслава Мстиславича.

Флаг с бунчуком у половцев (все правильно)..

Флаг с арабесками в войске Мстислава Изяславича

Штандарт с крестом в войске Глеба Юрьевича;

Флаг с бунчуком у половцев (все правильно).

Флаг с арабесками в войске Юрия Долгорукого.

Флаг с бунчуком у волжских болгар (все правильно).

Штандарт с крестом в войске Мстислава Ростиславича.

222

223

223об

228

228об

229

232

 

232об

 

 

233

233

 

 

233об

 

234

234об

 

234об

 

242

242об

 

243

560

561

562

575

577

578

582

 

583

 

 

584

585

 

 

586

 

588

589

 

590

 

606

607

 

608

Штандарт с крестом у Всеволода Большое Гнездо.

Штандарт с крестом у Всеволода Большое Гнездо.

Флаг с бунчуком и арабеской (монограмма Всеволода?)

Штандарт с крестом у Всеволода Большое Гнездо.

Флаг с бунчуком в войске Всеволода Большое Гнездо. русичи с бунчуком, под ним ранее мог быть полумесяц

Штандарт с полумесяцем в войске Владимира Глебовича крест на котором дорисован позже.

Штандарт с крестом у Игоря Святославича Новгород-Северского переделан из штандарта с полумесяцем; полумесяц на штандарте у половцев добавлен позже.

Штандарт с полумесяцем у половцев (все правильно).

Штандарт у Игоря Святославича Новгород-Северского то ли с полумесяцем, то ли с крестом; у половцев - либо штандарт с полумесяцем, либо флаг с бунчуком.

видимо позднейшая пририсовка креста к штандарту у

Игоря Святославича Новгород-Северского.

Штандарт с полумесяцем у половцев (все правильно).

Крест на штандарте в войске Глеба Владимировича переделан (из бунчука?) и так же на последующих миниатюрах.

Штандарты с крестом как у Игоря, так и у половцев; видимо сюжет миниатюры относится к другой части РС

Штандарт с крестом во Владимире.

Половцам пририсовали полумесяц сверху штандарта; штандарт с крестом у Всеволода Большое Гнездо.

Возможный полумесяц на штандарте у русичей.


К вопросу о бунчуках. Вроде бы должно быть так: бунчук прикрепляется в навершье древка флага или знамени либо у тюрок, либо у мусульман, либо, позднее, у казаков. В тех редких случаях, когда разночтения в миниатюре отсутствуют (например, (144;68) "ориентируется" нимбом Владимира), крест оказывается у русичей, а бунчуки у печенегов. С другой стороны, раз половцы совместно с печенегами и торками изображены (по знакам отличия) мусульманами, это указывает как минимум на гораздо более значительную, чем отмечалась до нас, правку миниатюр после середины XV века. На миниатюрах РС много раз повторяется иллюстрация к утверждению, аналогичному тому, что сделано в [8], о визуальной неразличимости русских и татарских войск на древних рисунках Куликовской битвы. Много раз у русских воинов изображены кривые мечи-сабли, а то и явные ятаганы (миниатюры 43, 144, 535, 582 и др.), щиты с восточным орнаментом (например, на миниатюрах 445, 447, 453) и штандарты сомнительного вида: с бунчуком, с чьими-то рогами [4] или просто с полумесяцем, а также явно мусульманские стяги с арабеской и с полумесяцем (например, на миниатюрах 34, 173, 489).

2.5. Восточные элементы в бытовых предметах

Другим значимым и массовым элементом миниатюр является "стол" в значении сиденья, трона, престола.

Полный постраничный перечень миниатюр с изображениями столов включает в себя 234 миниатюры, на части из которых есть изображения нескольких столов как сидений. Описание 60 миниатюр со столами, на которых есть украшения в виде арабесок или полумесяцев, также слишком велико (на большинстве этих миниатюр нарисовано не по одному столу). Ограничимся здесь упоминанием о том, что в старых вариантах миниатюр подобных украшений было заметно больше, чем осталось после их правки и самыми характерными примерами, сведенными в таблицу 11. Кроме того, само количество сидящих и восседающих на столах показывает, что копиисты, работая над миниатюрами, часто слишком буквально понимали слова летописи за 1016 год о том, что "Ярослав сел в Киеве на столе отцовском и дедовском".

С другой стороны, вводя в термин "стол" восточную компоненту, то есть представляя его гораздо меньшей высоты, чем имеют его западные аналоги, иными словами, считая, что мастера, первоначально иллюстрировавшие один из протографов РС, называли его МАСОЙ или СОФРОЙ (тур.) или ЮСТЭЛЬ (тат.; Ю – мягкое), сразу получаем не только снятие уже отмеченных противоречий, но и явное согласие с сохранившейся в РС точкой зрения автора погодной статьи за лето 6611 (за год 1103) о том, что Святополк и Мономах, строя планы похода на половцев, сидели не в тереме, не в хоромах, но в ШАТРЕ, где для таких столов, почти не возвышающихся над коврами, и есть самое место.

ТАБЛИЦА 11.

Узоры, типа арабесок в бытовых миниатюрах

Лист

Мин

Предмет с украшением ;                                 его принадлежность.

    8

8

14

15

  61об

70об

93

100

107об

131

156об

157

160

177об

193об

  12

  13

  33

  37

136

150

212

226

246

290

357

359

368

431

 

Трон с полумесяцами у императора Михаила в Константинополе

Трон у хазар!

Столы с полумесяцами в скриптории у Мефодия

Арабеска на корабле Олега, подступившего к Константинополю

Царевна Анна в платье с полумесяцами

Телега с милостыней Св. Владимира с полумесяцами

Стол и стул у Феодосия с крестовидным орнаментом!

Всеслав Полоцкий в Киеве на троне с полумесяцами

Святослав Ярославич в Киеве на троне с полумесяцами

Бяндюк или Илтарь (половец) на троне с полумесяцем!

Трон у Владимира Мономаха с арабеской и полумесяцем

см. (357;156об), но украшения есть только в старом рисунке

Трон с большими полумесяцами в Чернигове уже у Всеволода?!

Изяслав Мстиславич в Киеве на троне с полумесяцами

Владимир Володаревич Галицкий на троне с полумесяцами


В завершающую таблицу 12 соберем наиболее яркие примеры использования древних и явно мусульманских элементов в миниатюрах РС, противоречащих скалигеровой хронологии.

ТАБЛИЦА 12.

Явно древние и явно мусульманские элементы на миниатюрах РС

Лист

мин

Сюжет.                        Элемент.                            Примечания

    8об

9об

9об

14

 

19

 

27

31об

36об

59об

 

68

77

80об

 

 

93

107

113

115

 

 

116

148об

154

156

176

178об

188

196

201об

212об

223об

228об

232

 

232об

 

 

237

14

17

18

34

 

43

 

59

72

85

129

 

144

166

173

 

 

212

244

254

259

 

 

262

329

347

355

426

434

463

489

506

538

562

577

582

 

583

 

 

596

3 полумесяца со звездами на стене башни у варягов.

ЦАРЬГРАД(?): 6 полумесяцев по 2 над тремя башнями.

КИЕВ: два полумесяца и два креста на одной башне.

Флаг со звездой и полумесяцем (он зеркален современному) у Симеона Болгарского.

Сабли, переделанные в мечи, у Олега и его воина, ятаган у конюха Олега; был полумесяц на шлеме.

В войске Игоря флаг с бунчуком и арабеской.

Крещение Ольги под башней с полумесяцем и звездой.

Чалма у Святослава; нимб над духовником (?) Ольги.

ЦАРЬГРАД: крест пририсован черными чернилами, скорее всего в XVIII веке, только к одному из 4 куполов.

Ятаган, переправленный на меч, у Изяслава.

КИЕВ: полумесяц над шатром; перед ним Святая Глеб.

Флаг со звездой и полумесяцем (он так же зеркален) либо у Святополка Окаянного с поляками, либо у Ярослава Мудрого с варягами.

Студийский монастырь: башня с арабесками и крестами

КИЕВ: левая башня украшена полумесяцем.

КИЕВ: правая башня 2 раза украшена полумесяцем.

КИЕВ: Стол с арабесками; Святополк в византийской чалме; башня с полумесяцем на вершине шатра (после он весьма неумело переделан в круг).

Арабская грамота у Ярославичей (в старом рисунке).

КИЕВ: полумесяцы в углах башен.

Вежи половецкие, являющиеся башней или церковью.

Меч у сарацин (одетых как рыцари).

КИЕВ: трон 3 раза украшен полумесяцами.

КИЕВ: крест к куполу пририсован позже поверх текста

КИЕВ или ТУРОВ: знамя с полумесяцем над башней.

Флаг с арабесками в войске Мстислава Изяславича.

Флаг с арабесками в войске Юрия Долгорукого.

ВЫШГОРОД: полумесяц над башней.

Флаг Всеволода Большое Гнездо с элементами арабесок половцы с прямыми мечами, а русичи с бунчуком.

Русичи с саблей и со штандартом с полумесяцем, крест на котором дорисован позже.

Русичи с саблей, их штандарт с крестом переделан из штандарта с полумесяцем; полумесяц на штандарте у половцев пририсован позднее.

Воины Романа Мстиславича в чалмах.

 

3. Заключение

 

3.1. Выводы

Малое количество изображений штандартов и стягов с крестами в миниатюрах – 19 и еще меньшее в вооружении – 2 уже не должно удивлять, поскольку оно вполне аналогично той относительной их доле, которая была отмечена и в архитектурной компоненте. Удивлять может другое: малое число исправлений (примерно одинаково незначимое во всех трех рассмотренных случаях), приводящих их изображения в согласие со скалигеровой хронологией. С одной стороны, они присутствуют, правда, странно хаотично, в пририсовке креста к куполам (иногда даже по верхней строке текста), как в случае (434;178об). Создается впечатление, что переписчики когда хотели, тогда и "возводили" крест над куполом, то есть, грубо говоря, передали решение этого вопроса потомкам. С другой стороны, замечательный пример "исправления" штандарта с полумесяцем на штандарт с крестом на миниатюре (583;232об), при котором полумесяц просто позабыли стереть, показывает, что это и другие странные смешения мусульманства с христианством могут быть объяснены единообразно практически единственным образом.

 

РС являлся ЧЕРНОВИКОМ.

 

Эта мысль уже высказывалась в литературе (см. эпиграф) на том основании, что правка миниатюр была проведена технически очень плохо. По нашим наблюдениям, ее вели еще в XVIII веке. Третьим (независимым от анализа миниатюр) аргументом в пользу данного утверждения служит разобранная в [3] приостановка вписывания киноварных инициалов после 107 листа, после того как стало ясно: ошибок в тексте и в миниатюрах накопилось так много (чего стоят одни только заклейки пяти миниатюр, быть может, из-за повторов их сюжетов, на листах 88об. и 95об.), что надо думать о следующем экземпляре летописи, который станет беловым. Завершим мы работу предположительным ответом на вопрос что же это за рукопись, а пока, заканчивая мысль о промежуточности РС, скажем:

 

 

РС являлся ЧЕРНОВИКОМ, переписанным с оригинала (являвшегося некоей смоленской летописью [3], традиционно называемого Радзивиловской летописью [1]), весьма древнего (быть может, XVI века), в миниатюрах которого различия в мусульманстве и в православном христианстве почти не просматривались, потому как и в быту их к тому времени еще не было слишком много [6].


3.2. Гипотезы

Наконец, после сведения воедино всей обнаруженной нами в миниатюрах РС информации о мусульманстве, многократно исправлявшейся, но все же оставшейся заметной, открываются, как повелось издревле, три пути в трактовке полученного материала.

Либо, принимая во внимание мнение акад. Б. А. Рыбакова ([4], с.282) о том, что "иноземные черты сознательно вводились художниками именно там, где речь шла в РС об иноземцах", считать, что воззрения "Кенигсбергского Нестора" (см. чуть ниже) на Древнюю Российскую историю – для него иностранную – были весьма странно хаотичными.

Либо повторять, вслед за Гердером, о странном христианстве, царившем в том, бодром духом, Русском государстве IX–XVII веков. В котором хотели поставить крест над куполом храма – ставили; не хотели – ну и ладно, и так сойдет. Захотелось украсить башню крестами и полумесяцами сразу – да запросто! Пойдем на врага со знаменем, на котором те же крест с полумесяцем? – Что за вопрос, конечно пойдем! Что это у тебя щит, как у западного рыцаря-крестоносца? – Ничего, в руках-то у меня ятаган! Его, впрочем, как справедливо отмечают многие, и академик В. Л. Янин в том числе, в случае чего можно было и не демонстрировать, "пряча в ладан ятаган...". (Этот вариант трактовки, несмотря на его очевидную разухабистость, имеет подтверждение в самих миниатюрах: на них много раз всадники держат щиты и удила в разных руках; в руках у воинов сабли, а на поясе прямые ножны; два флага на одной миниатюре могут развеваться в разные стороны. Всё это вместе не объяснить даже с учетом возможного "распараллеливания миниатюр" [11]. Но, учитывая возможный аврал при написании РС [3], объяснение очевидно.)

Либо, наконец, приняв во внимание отраженную в эпиграфе точку зрения авторов издания [1], считать, что "Кенигсбергские Несторы" ([3], с.98), торопясь, но не успевая, к приезду Петра I в Кенигсберг, испортили РС, а потому "окончательным вариантом иллюстрированной Радзивиловской летописи" следует считать ее Петровскую копию, которая (согласно [7], с.10–11) "весьма точно воспроизводитъ оригиналъ: "подлинникъ и копiя столь между собою сходны, даже въ рисункахъ, бумагђ и переплетђ – читаемъ мы въ представленiи библiотекаря Шуберта конференцiи Академiи Наукъ отъ 12 января 1814 года, – что первый отличается только цветом, означающимъ древность онаго"... Копiя, переплетенная въ зеленый сафьяновый переплетъ, хранится въ Библiотекђ Академiи Наукъ въ папкђ съ вытиснутымъ на ней названиемъ: "Список Кенигсбергскаго Нестора". Въ каталоге 1818 года значилась подъ № 6, а теперь {в 1902 году} имђет шифру 31.7.22"...

Таким образом, вывод о том, что Петровская копия РС и есть окончательный вариант Радзивиловской летописи, можно было сделать, как минимум, 190 лет назад, если бы не скалигерово-миллерова версия Древней Российской истории, насаждавшаяся правящей в то время в России династией Романовых.


Работа выполнялась в рамках Компьютерной Школы при ИПМ им. М. В. Келдыша РАН и ИММ РАН. Авторы благодарят участников Проекта "История и Плагиат", терпеливо переносивших все тяготы отладки текста, а также всех слушателей Школы, чьи советы и замечания способствовали улучшению изложения этого нового для учеников средней школы материала. Особую благодарность авторы выражают О. А. Пучковой, внимательно прочитавшей рукопись и рекомендовавшей много улучшающих текст исправлений.

4. ЛИТЕРАТУРА

1. Радзивиловская летопись. Факсимильное издание. Т.1. – М.: "Искусство", СПб.: "Глаголъ", 1995.

2. Радзивиловская, или Кенигсбергская, летопись. Т.1. Фотомеханическая копия текста. 1902. – СПб., изд. Императорского Общества Любителей Древней Письменности, CXVIII, 1902.

3. Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко.  Империя. – М.: "Факториал", 1999.

4. Б. А. Рыбаков. Миниатюры Радзивиловский летописи. // Радзивиловская летопись. Т.2. – М.: "Искусство", СПб.: "Глаголъ", 1995.

5. Н. П. Кондаков. Заметка о миниатюрах Кенигсбергского списка начальной летописи. // Радзивиловская, или Кенигсбергская, летопись. Т.2. Статьи о тексте и миниатюрах рукописи. – СПб., изд. Императорского Общества Любителей Древней Письменности, CXVIII, 1902.

6. Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. Библейская Русь. Тт. 12. – М.: "Факториал", 1998.

7. А. А. Шахматов. Описание рукописи. // Радзивиловская, или Кенигсбергская, летопись. Т.2. Статьи о тексте и миниатюрах рукописи. – СПб., изд. Императорского Общества Любителей Древней Письменности, CXVIII, 1902.

8. Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. Реконструкция всеобщей истории. Новая хронология. – М.: "Деловой экспресс", 1999.

9. А. Т. Фоменко. Методы статистического анализа нарративных текстов и приложения к хронологии. (Распознавание и датировка зависимых текстов, статистическая древняя хронология, статистика древних астрономических сообщений ). – М., изд-во МГУ, 1990.

10. Повесть временных лет. Тт.1-2. – М.-Л.: изд-во АН СССР, 1950.

11. О. И. Подобедова. Миниатюры русских исторических летописей. – М.:

 "Наука", 1965.

12. А. В. Березин, Д. В. Горенков, Н. С. Келлин. Анализ различных нумера-
ций в Радзивиловском Списке. –
Препринт ИПМ РАН № 40, Москва, 2000 г.