Тихонов и школьное образование

В последние 15 лет своей жизни Андрей Николаевич уделял большое внимание школьному математическому образованию в нашей стране. Причиной его обращения к этой проблеме стали события, связанные с реформой школы.

В 1968 г. новая программа, предусматривающая коренное изменение идеологии и содержания обучения математики в школе, была утверждена Министерством просвещения СССР. В основу был положен теоретико-множественный подход и соответствующее изменение понятий. Например, на смену понятия равенства геометрических фигур пришло понятие конгруэнтности. Вектор определялся не как направленный отрезок, что привычно для физики, а как параллельный перенос. В результате курс математики и, прежде всего геометрия оказались слишком трудным для учеников. Министерство просвещения СССР было вынуждено отменить школьный экзамен по геометрии.

Андрей Николаевич, как декан ВМиК МГУ столкнулся с проблемой резкого падения уровня математической подготовки у абитуриентов. Он и другие ученые- математики забили тревогу.

Андрей Николаевич совместно с МП РСФСР сформировали авторский коллектив для написания пробных учебников. По алгебре и началам анализа в него вошли Ш.А. Алимов (МГУ), Ю.М. Колягин (НИИ школ), М.И. Шабунин и Ю.В. Сидоров (МФТИ); по геометрии - Л.С. Антанасян (Пед.ин-т. им. Ленина), Э.Г. Позняк, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев (МГУ). К сентябрю 1979г. первые пробные учебники были готовы и начали проходить экспериментальную проверку в отведенных для этого регионах.

В своей работе авторы учебников старались учесть тот положительный опыт, который был накоплен отечественной школой за многие десятилетия. А.Н. Тихонов был убежден, что учебник должен быть написан так, чтобы ученик, если понадобится, мог читать его сам и самостоятельно разбираться в доказательствах и формулах. Например, он высоко ценил школьные учебники А.П. Киселева, их методическое совершенство. Один из его главных принципов Андрея Николаевича состоял в том, чтобы не разрушать того, что уже достигнуто.

В течение нескольких лет ряд авторских коллективов принимали участие в написании и совершенствовании учебников. В 1986 г. был объявлен Всесоюзный конкурс на новые школьные учебники математики, а в 1988 г. подведены итоги конкурса. Все учебники, подготовленные под руководством Тихонова, заняли призовые места, а учебники по геометрии 7-9 кл. и 10-11 кл. первые места. Все они были рекомендованы к изданию и использованию как альтернативные (т.е.равноправные) учебники. Каждый учитель получил возможность выбирать учебник, который ему по вкусу. За последовавшие за этим годы учебники, созданные под руководством Тихонова были изданы многомиллионными тиражами, используются во многих странах ближнего зарубежья, расширилась их область влияния в России.

© Институт прикладной математики им.М.В.Келдыша РАН, 2004 г.