Латышев Л.А., Гусев А.В., Малинецкий Г.Г.

Информация и ее потери в современном обществе

Цель доклада – обратить внимание на катастрофическое положение, возникшее в связи со всё увеличивающимся потоком информации.

Понятие "расширенное воспроизводство" обычно относят к природным ресурсам, но ещё в большей степени это относится и к информации (может быть, стоит вести речь об информационной среде как части среды обитания). Весьма вероятно, что возможности создания новой, полезной для выживания человечества, информации существенно сократятся. Во-первых, потому что крупные научно-технические и социальные проекты, в ходе выполнения которых и был создан огромный массив ценной информации, по-видимому, не повторятся. Во-вторых, фронт нашего незнания (передний край науки) существенно расширился. И до многих интересных и перспективных областей и проектов просто "руки не доходят".

Последние десятилетия характеризуются быстрым ростом получаемой информации, объём которой примерно каждые десять лет удваивается, человечество в целом старается использовать как уже известные, так и вновь получаемые сведения. Вместе с тем, огромное количество информации невозможно не только применять активно, но даже учитывать её наличие (возьмём в качестве примера "болото Интернета"). Всё это приводит к тому, что часть сведений устаревает, оставаясь неизвестной, не успев превратиться в знания, которые можно эффективно применять длительное время. Появился даже термин "период полураспада используемой информации", который составляет в настоящее время 8‑10 лет [1‑4]. Таким образом, огромные усилия и ресурсы, затрачиваемые на получение новых сведений, в значительной мере расходуются впустую.

Наконец, мы приблизились к ряду принципиальных ограничений. Ряд из них зависит от возможностей человека – известно, что наши способности оперировать информацией весьма ограничены. Ещё в большей степени это относится к управлению сложными системами – мы можем обычно принимать только достаточно простые решения. По-видимому, существует некоторый "физиологический барьер понимания".

Другие ограничения определяются возможностями используемых инструментов. Как известно, возможности компьютерного моделирования ограничены. К примеру, режимы, для которых вычислительная гидродинамика может даже не заменить, а только дополнить эксперименты в аэродинамической трубе, пока очень мала. Можно много говорить о петафлопсах, но если это выливается только в Cx, Cy, Cz, то это лишь демонстрация зря потерянных усилий. Более того, при большом (~100) числе исследуемых вариантов, как оказалось, вычислительный эксперимент становится невыгодным.

Как в наше время эффективно сохраняется и передаётся информация? Люди, умеющие добывать и оперировать знаниями и технологиями, передают свои знания из поколения в поколение. Логическое, записываемое, преподаваемое составляют не более 10% от реальных знаний общества (подобно тому как в любом сообщении 10% текст и 90% контекст и ещё 200% подстрочник).

        Работающие образцы позволяют сохранить связанные с ними знания и технологии как, например, римский водопровод.

        Простые сведения или навыки, которые дают понимание или развивают способности, например, теорема Пифагора, что можно достаточно быстро и легко передать.

        Обобщающие концепции, помогающие "собрать" целостную картину мира (атомизм, эволюция, квантовая механика).

        Тексты, фильмы, базы знаний, архивы в широком смысле слова.

Речь должна идти о развитии старой науки информатики и о создании новой науки – мнемографии – науки, занимающейся стратегиями хранения, осмысления и воспроизводства информации. Без этого "устойчивое развитие" не состоится. Информация не бывает "просто информацией", нужно, хотя бы в общих чертах, представлять цели, для которых она нам может понадобиться. Для этого нужны фундаментальные прогнозные исследования. "Для того, чтобы задать вопрос надо знать хотя бы половину ответа" (Р. Шекли).

В связи с трудностями, возникающими при получении, хранении и использовании информации, необходимы работы, позволяющие очертить структуру нашего незнания и тот набор знаний, технологий, которые помогут сделать новый технологический рывок. Многое зависит от инструментов для систематизации, хранения и применения информации – даже при проведении опорных исследований приходится тратить много времени на выявление нужных данных. Однако не делать этого нельзя, так как в зависимости от эрудиции (реально говоря, предшествующего опыта) можно пропустить важные сведения. Без такой организации оценки и систематизации знаний значительная часть информации быстро теряет свою полезность и происходит её необратимая диссипация, т.е. общество тратит силы на получение информации и тут же теряет большую часть её.

Нельзя ни "помнить всё", ни "забывать всё", – нужно иметь оптимальную стратегию забывания и воспроизводства знаний. Квалиметрические исследования и синергетические подходы позволят, по-видимому, количественно оценить эти процессы, но уже сейчас ясно, что нужно искать более рациональные пути хранения, анализа и использования различных данных.

Необходимо опережающими темпами развивать междисциплинарные исследования, ориентированные на осмысление целостных объектов (организм, техносфера, страна, альтернативы развития). Они принципиально важны, чтобы снять "языковые барьеры" между различными научными дисциплинами. [2,3,5] Накопление сведений в различных между собой узлах кибернетической сети может приводить к быстрому созданию новых решений. Мозг некоторых людей лавинообразно собирает информацию или знания, накопленную в нейронных цепях, вследствие чего происходит инсайт – внезапное мысленное усмотрение (творческий акт).

Не создав и не реализовав в ближайшие годы в обществе "информационной стратегии", мы растеряем почти все, что осталось в памяти человечества, даже то, что было накоплено в последние годы. Таким образом, если накопленную информацию эффективно не использовать, не превращать её в знания, то возникают процессы, связанные с её полной необратимой потерей.

Работа выполнена при поддержке РФФИ (проект №02‑06‑80219) и РГНФ (проект №02‑03‑18333).

Литература:

1.  Латышев Л.А., Чуян Р.К. Оптимизация параметров электроракетных двигателей и ускорителей. – М.: Машиностроение, 2000. – 288 с.

2.  Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 288 с.

3.  Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Нелинейная динамика и проблемы прогноза// Вестник РАН. 2001, №3, с.210-232.

4.  Гусев А.В. Организация численных расчётов при создании энергосиловых установок летательных аппаратов// XXVI академические чтения по космонавтике, тезисы докладов. – М., 2002. С.74‑75.

5.         Новое в синергетике. Взгляд в третье тысячелетие/ Сборник статей под ред. Г.Г. Малинецкого и С.П. Курдюмова. – М.: Наука, 2002.