Латышев Л.А., Гусев А.В.,
Малинецкий Г.Г. Информация и ее потери в современном
обществе
|
Цель
доклада – обратить внимание на катастрофическое положение, возникшее в связи
со всё увеличивающимся потоком информации. Понятие
"расширенное воспроизводство" обычно относят к природным ресурсам,
но ещё в большей степени это относится и к информации (может быть, стоит
вести речь об информационной среде как части среды обитания). Весьма
вероятно, что возможности создания новой, полезной для выживания
человечества, информации существенно сократятся. Во-первых, потому что
крупные научно-технические и социальные проекты, в ходе выполнения которых и
был создан огромный массив ценной информации, по-видимому, не повторятся.
Во-вторых, фронт нашего незнания (передний край науки) существенно
расширился. И до многих интересных и перспективных областей и проектов просто
"руки не доходят". Последние
десятилетия характеризуются быстрым ростом получаемой информации, объём
которой примерно каждые десять лет удваивается, человечество в целом
старается использовать как уже известные, так и вновь получаемые сведения.
Вместе с тем, огромное количество информации невозможно не только применять
активно, но даже учитывать её наличие (возьмём в качестве примера
"болото Интернета"). Всё это приводит к тому, что часть сведений
устаревает, оставаясь неизвестной, не успев превратиться в знания, которые
можно эффективно применять длительное время. Появился даже термин
"период полураспада используемой информации", который составляет в
настоящее время 8‑10 лет [1‑4]. Таким образом, огромные усилия и
ресурсы, затрачиваемые на получение новых сведений, в значительной мере расходуются
впустую. Наконец,
мы приблизились к ряду принципиальных ограничений. Ряд из них зависит от
возможностей человека – известно, что наши способности оперировать информацией
весьма ограничены. Ещё в большей степени это относится к управлению сложными
системами – мы можем обычно принимать только достаточно простые решения.
По-видимому, существует некоторый "физиологический барьер понимания".
Другие
ограничения определяются возможностями используемых инструментов. Как
известно, возможности компьютерного моделирования ограничены. К примеру,
режимы, для которых вычислительная гидродинамика может даже не заменить, а
только дополнить эксперименты в аэродинамической трубе, пока очень мала.
Можно много говорить о петафлопсах, но если это выливается только в Cx, Cy, Cz, то это лишь демонстрация зря
потерянных усилий. Более того, при большом (~100) числе исследуемых
вариантов, как оказалось, вычислительный эксперимент становится невыгодным. Как в
наше время эффективно сохраняется и передаётся информация? Люди, умеющие
добывать и оперировать знаниями и технологиями, передают свои знания из
поколения в поколение. Логическое, записываемое, преподаваемое составляют не
более 10% от реальных знаний общества (подобно тому как в любом сообщении 10%
текст и 90% контекст и ещё 200% подстрочник). –
Работающие образцы позволяют сохранить связанные с ними знания и технологии
как, например, римский водопровод. –
Простые сведения или
навыки, которые дают понимание
или развивают способности, например, теорема Пифагора, что можно достаточно
быстро и легко передать. –
Обобщающие концепции, помогающие "собрать" целостную картину мира
(атомизм, эволюция, квантовая механика). –
Тексты, фильмы, базы
знаний, архивы в широком смысле
слова. Речь
должна идти о развитии старой науки информатики и о создании новой науки – мнемографии – науки, занимающейся
стратегиями хранения, осмысления и воспроизводства информации. Без этого "устойчивое
развитие" не состоится. Информация не бывает "просто
информацией", нужно, хотя бы в общих чертах, представлять цели, для
которых она нам может понадобиться. Для этого нужны фундаментальные
прогнозные исследования. "Для того, чтобы задать вопрос надо знать хотя
бы половину ответа" (Р. Шекли). В
связи с трудностями, возникающими при получении, хранении и использовании
информации, необходимы работы, позволяющие очертить структуру нашего незнания
и тот набор знаний, технологий, которые помогут сделать новый технологический
рывок. Многое зависит от инструментов для систематизации, хранения и
применения информации – даже при проведении опорных исследований приходится
тратить много времени на выявление нужных данных. Однако не делать этого
нельзя, так как в зависимости от эрудиции (реально говоря, предшествующего
опыта) можно пропустить важные сведения. Без такой организации оценки и
систематизации знаний значительная часть информации быстро теряет свою полезность
и происходит её необратимая диссипация, т.е. общество тратит силы на
получение информации и тут же теряет большую часть её. Нельзя
ни "помнить всё", ни "забывать всё", – нужно иметь
оптимальную стратегию забывания и воспроизводства знаний.
Квалиметрические исследования и синергетические подходы позволят,
по-видимому, количественно оценить эти процессы, но уже сейчас ясно, что
нужно искать более рациональные пути хранения, анализа и использования
различных данных. Необходимо
опережающими темпами развивать междисциплинарные исследования, ориентированные
на осмысление целостных объектов (организм, техносфера, страна, альтернативы
развития). Они принципиально важны, чтобы снять "языковые барьеры"
между различными научными дисциплинами. [2,3,5] Накопление сведений в
различных между собой узлах кибернетической сети может приводить к быстрому
созданию новых решений. Мозг некоторых людей лавинообразно собирает
информацию или знания, накопленную в нейронных цепях, вследствие чего
происходит инсайт – внезапное мысленное усмотрение (творческий акт). Не
создав и не реализовав в ближайшие годы в обществе "информационной
стратегии", мы растеряем почти все, что осталось в памяти человечества,
даже то, что было накоплено в последние годы. Таким образом, если накопленную
информацию эффективно не использовать, не превращать её в знания, то
возникают процессы, связанные с её полной необратимой потерей. Работа
выполнена при поддержке РФФИ (проект №02‑06‑80219) и РГНФ (проект
№02‑03‑18333). Литература: 1. Латышев Л.А.,
Чуян Р.К. Оптимизация параметров электроракетных двигателей и
ускорителей. – М.: Машиностроение, 2000. – 288 с. 2. Капица С.П.,
Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. –
М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 288 с. 3. Курдюмов С.П.,
Малинецкий Г.Г. Нелинейная динамика и проблемы прогноза// Вестник
РАН. 2001, №3, с.210-232. 4. Гусев А.В.
Организация численных расчётов при создании энергосиловых установок
летательных аппаратов// XXVI академические
чтения по космонавтике, тезисы докладов. – М., 2002. С.74‑75. 5. Новое в
синергетике. Взгляд в третье тысячелетие/ Сборник статей под ред.
Г.Г. Малинецкого и С.П. Курдюмова. – М.: Наука, 2002. |