Малинецкий Г.Г.
ПОЧЕМУ У НАС НЕТ ПРОГНОЗА
И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОВНЯ?
|
|
На
встрече с руководством РАН 03 декабря 2001 года Президент РФ выделил проблему
независимой экспертизы государственных решений, прогноза и предупреждения
бедствий и катастроф в природной и техногенной сфере, социальных нестабильностей
как одну из двух ключевых задач, стоящих перед научным сообществом России.
С другой стороны, появилась кооперация ряда
исследовательских институтов, готовых взяться за решение этой проблемы
[1]. Были выдвинуты концепции стратегических рисков и анализа кризисов,
обоснована необходимость создания национальной системы научного мониторинга,
позволяющей свести воедино необходимые информационные потоки, исследователей,
имеющих описания опасных явлений и процессов, базы данных, модели и алгоритмы
и усилия структур, входящих в контур управления страной, которые имеют
полномочия и ресурсы для предупреждения бедствий и катастроф[1]. Это направление
исследований получило поддержку Президиума РАН как одно из важнейших [2].
Вместе с тем, несмотря на то, что прошло более
года с момента принятия политического решения, серьезная работа по его
реализации, по существу, не началась. Конференция по прогнозу и мониторингу
чрезвычайных ситуаций, проведенная в текущем году МЧС России, показала,
что и здесь крупных качественных сдвигов за последний год не произошло
[3].
Доклад посвящен анализу причин, по которым
важное политическое решение не нашло своего практического воплощения. Тем
более, что лесные пожары в Сибири, торфяные пожары, вызвавшие смог над
Москвой, наводнение в Краснодарском крае, сели в районе Новороссийска,
катастрофический сход ледника, выход терроризма в России на новый уровень,
показывают, что принятое президентом страны решение пока не утратило актуальности.
Основными причинами такого положения дел представляются
следующие.
- Ведомственность, отсутствие необходимость
организационных институтов для решения комплексных проблем. Поставленная
президентом России задача требует координации усилий нескольких ведомств.
В то же время в соответствии с действующим законодательством координация
работы нескольких министерств является прерогативой вице-премьера или премьера.
Руководители этого уровня к решению поставленной задачи пока не привлечены.
- Недооценка
необходимых для решения проблемы ресурсов. В 1994 году на конференции в
Иокагаме был взят курс на переход от ликвидации и смягчения последствий
бедствий и катастроф к их прогнозу и предупреждению. Этот же курс несколько
позже был заявлен МЧС России. В соответствии с бюджетом России на 2000
год на исследовательские работы в МЧС России было запланировано около 47
млн. рублей, а реально выделено немногим более 16 миллионов. Этих средств,
даже если бы все они были потрачены на исследования, связанные с прогнозом
и предупреждением, очень мало. Адекватных целевых программ в настоящее
время в РАН также нет. Мировой опыт показывает, что соотношение затрат
на фундаментальные научные исследования (а именно на этой стадии мы находимся),
опытно-конструкторские разработки и развертывание систем относятся в среднем
как 1:10:100. Другими словами, решение Президента не было поддержано материально.
- Отсутствие организационной проработки проблемы
и места системы научного мониторинга, если таковая будет создана, в контуре
управления страной. Допустим, что необходимые исследования проведены, система
разработана и развернута. Достаточно ли этого для того, чтобы она сделала
жизнь граждан более безопасной, а развитие экономики более устойчивым относительно
природных и техногенных катастроф? Разумеется, нет.
Потому что должно быть определено, кем и как
будут использоваться результаты прогнозов в системе государственного управления,
как будет налажено взаимодействие системы, экспертов, которые ее используют,
с лицами, принимающими решения. По-видимому, естественно, чтобы система
научного мониторинга была бы непосредственно связана с Советом безопасности
РФ, Администрацией президента РФ или представляла собой самостоятельный
орган при президенте. Последнее принципиально важно, поскольку при ее успешной
работе главным результатом должен стать анализ стратегических рисков, угроз
и опасностей, возникающих при принятии неадекватных решений или при неудачах
в их реализации, определение коридора возможностей страны.
Есть и другой путь, по которому пошли США
после террористических актов 11 сентября – интеграция различных систем
мониторинга и аналитических структур в целях координации усилий по обеспечению
безопасности.
- Нерешенность
проблемы «приватизации информации». В настоящее время массив информации,
необходимой для прогноза и предупреждения бедствий и катастроф, оказался
рассредоточен по многим организациям, относящимся к разным ведомствам.
Типичным является желание многих государственных структур торговать информацией,
утрата административных рычагов влияния в этой сфере. Нерешенность этой
проблемы, естественно, будет уменьшать возможности систем мониторинга,
прогноза и предупреждения, в основе которых лежит комплексный анализ всей
доступной информации.
- Отсутствие адекватной правовой базы в области
прогноза и предупреждения. В значительной мере широкий круг проблем, связанной
с выработкой прогноза, организацией мониторинга, компьютерным моделированием
и системным анализом опасных явлений и процессов оказался вне правового
поля. В частности, практически не регламентирована процедура использования
результатов прогноза.
Бедствия последнего года помогли выявить множество
пробелов в действующем российском законодательстве и упущений в практике
его использования.
Таким образом, построение системы научного
мониторинга, структуры, обеспечивающей анализ стратегических рисков оказались
не выполнены многие необходимые условия успеха. Есть два пути. Первый –
добиться выполнения этих условий и только после этого приступить к серьезным
научным исследованиям, разработке программно-аппаратных комплексов, организации
информационных потоков. Либо делать это не «последовательно», а «параллельно»,
занимаясь одновременно и реализацией этого крайне важного для страны проекта,
и адаптируя под него системное окружение.
Крайняя острота проблем, стоящих в этой области
перед Россией проблем, уже имеющийся потенциал и сложившаяся кооперация
разработчиков, отечественный опыт реализации таких крупных проектов делает
предпочтительным второй путь.
Работа выполнена при поддержке РФФИ (проект
№01?01?00628) и РГНФ (проект №02?03?18333).
Литература:
1. Малинецкий Г.Г., Воробьёв Ю.Л., Фалеев
М.И. и др. Кризисы современной России и система научного мониторинга. Препринт
ИПМ им. М.В. Келдыша РАН. 2002. В печати.
2. Новое в синергетике. Взгляд в третье тысячелетие/
Сборник статей под ред. Г.Г Малинецкого, С.П. Курдюмова. – М., Наука, 2002
3. Проблемы прогнозирования чрезвычайных ситуаций//
Тезисы докладов научно-практической конференции, проведенной центром «Антистихия»
в Москве 23 октября 2002 г. – 104 с. |