Обратная связь
В физике без эксперимента нельзя, а в образовании – тем более. И нам здесь есть, чем гордиться. Ставя эксперимент, обычно указывают проверяемую гипотезу, оценивают результаты и делают выводы. А у нас не первый год идет эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ). Министр интервью дает, ректоры суетятся, родители платят – полстраны в эксперименте участвует. А где гипотеза, где результаты, где выводы? Нет их. И понятно, почему нет. Эксперимент, вероятно, секретный. Поэкспериментируем годик-другой еще. А там нам и скажут, что система выведена в заданную точку или цель поражена, или как там это бывает.
У нас на Физтехе, конечно, масштабы не те. Но тоже есть чему поучиться. Например, в этом году проводится олимпиада для поступающих на Физтех. И люди наивные думали, что будут как всегда оценки, балы, голы, очки, секунды. Ан нет. Извещают всех по электронной почте, не объявляя общих результатов, – Европа, однако. Сообщают, например, человеку, что он – лауреат и участник. И не просто, а лауреат по физике и участник по математике. Когда растерянным родителям объясняют, что лауреат – это звучит гордо, и Нобелевская премия присуждается тоже не просто, а по физике или по миру. Кроме того, олимпийский девиз гласит, что главное – не победа, а участие. И когда многоуважаемые представители деканата объясняют родителям, что их ребенок не просто участник, потому что участвовал, а носит почетное звание Участника, они обычно лепечут что-то про поступление или растеряно озираются. Видимо, в поисках тяжелых предметов. А может и объяснять ничего не надо – может быть, этот эксперимент тоже немножко секретный?..
У нас, на родном факультете управления и прикладной математики, все значительно ясней и проще. И только, кажется, что лицам, принимающим решения, чуть-чуть не хватает обратной связи. Наверное, им трудно судить, жертвы эксперимента испытывают глубокое удовлетворение или искренне восхищение проведенными опытами.
У нас на факультете решили слушать представителей базовых кафедр на втором курсе. Полная аудитория, горящие глаза, желание говорить о своем до полуночи, суровые слова о том, что пора освобождать аудиторию, радостное чувство, что физтехи учатся с раннего утра до поздней ночи. А ведь еще и сборник докладов обещают издать… Все хорошо – искреннее восхищение.
А вот другой эксперимент, направленный на то, чтобы наконец обучить наших магистров каким-нибудь замечательным наукам. Каюсь, и я был причастен к этой идее. При этом мне казалось, что курсы должны носить общий характер и познакомить студентов с современным состоянием прикладной математики, дать представление о нерешенных задачах и положении дел на переднем крае науки. Кроме того, имело бы смысл ввести какие-нибудь курсы, связанные с повторением пройденного, с подготовкой к кандидатскому экзамену, который, я надеюсь, многим магистрам предстоит сдавать. Судя по нашей базе, конкурс в аспирантуру сейчас достаточно большой. Наконец, полезно было бы вести семинары, на которых студенты решали бы задачки из физики и математики, потому что после первых трех лет умудренные жизнью физтехи, как правило, начисто теряют эту забавную и полезную способность. И на моих лекциях иногда с сожалением вздыхают: "Ну, это только для молодых…" Но наши мечты и тайные желания наказуемы. Наказуемы их исполнением.
Учебный план пятого курса явно перегружен. В частности, по выпуклому анализу и динамическому программированию в графе самостоятельная работа стоит "0 часов", потому что времени в учебном плане на нее просто не остается (вспоминается ленинское: "по форме правильно, а по существу – издевательство"). Вот это эксперимент! При нуле часов кажется естественным, что экзамен будет ставиться автоматом или за выслугу лет – за посещаемость. Но преподаватели, кажется, чего-то не поняли. 
На экзамене по курсу, читаемому Евгением Сергеевичем Половинкиным предполагается решение задач из выданного списка при том, что семинарских занятий по курсу (также как и самостоятельной работы) не предусмотрено. В дополнение к этому на экзамене запрещается пользоваться литературой и конспектами, что предполагает не только понимание материала, но и детальное и доскональное владением им.
Большое впечатление производит и курс Александра Борисовича Куржанского "Динамическое программирование". У него прекрасная кафедра на факультете ВМК МГУ и очень интересная наука. И молодой человек, который читает вместо него этот курс, наверно, многое воспринял от своего учителя. Однако владеть предметом и преподавать его другим – это совершенно разные вещи. Необходимо умение доходчиво объяснять материал всей аудитории, представлять себе уровень ее подготовки и уметь проконтролировать понимание. Ничего этого пока нет. Насколько мне известно, в МГУ этот курс читается в течение года с семинарами, а у нас – полгода и семинары фактически не проводятся. C контрольной, которая была дана в середине семестра, не справился никто. По его мнению преподавателя, подходящей литературы по курсу нет. При этом он предполагает, что студенты активно владеют самыми сложными элементами пройденных ранее математических курсов, включая те, которые читались не всему факультету. Приятно, что наших магистров считают крутыми – способными, но ленивыми. Но даже для них это явный перебор…
Предлагаемый набор курсов тоже далеко не очевиден. По-видимому, коллеги руководствовались советом Оскара Уайльда: "Дайте нам излишнее, и мы обойдемся без необходимого". Многоуважаемый декан на недоуменные вопросы студентов и преподавателей по поводу курса отвечает, что все утверждено Ученым советом и согласовано с базовыми кафедрами. 
Видит Бог, наша базовая кафедра взять этот грех на себя никак не может. Нам так и не прислали программы этих курсов, да и нашего мнения никто не спрашивал. Впрочем из деканата пришла рекомендация в связи с перегрузкой учебного плана пятого курса перенести ряд базовых курсов на 11 семестр. Научную работу студентов, в которой используются эти предметы, видимо, следует перенести на 12 и 13 семестры…
Конечно, студентов жалко. Но не всем. Один из заместителей декана мне по секрету сообщил, что все дело в переходном учебном плане. Вот когда перейдем, все и наладится. Историческая справка: из 32 лет существования факультета в режиме переходного учебного плана мы жили 29 лет. Можно сказать, что мы – факультет перемен. И еще рекордов. Например, на нашу вторую группу, начиная с первого и второго курса, недавно "повесили" 4 специализации: три из ИПМ и одну из ВЦ. Две специализации на группу уже много, три – очень тяжело, четыре – уже рекорд. Надеемся, что дальше будет проще – наверное, откроется второе дыхание. Скептики и маловеры толкуют про неприязнь к прикладной математике в целом и к Институту прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН в частности, проявляющихся в таких действиях деканата. А я скажу наоборот. Это знак высокого доверия. Кого ж родной факультет может послать на рекорд, как не одноименный институт?! Тем более в порядке эксперимента.
В теории обратной связи объясняют, что недостаточно иметь обратную связь, ею надо еще и пользоваться, корректировать траекторию, учитывать тот самый "человеческий фактор", особенности переходного режима… Хочется надеяться, что несмотря на все эксперименты на Физтехе эта способность пока не утрачена.

Руководитель специализации "Нелинейные процессы" Кафедры прикладной математики МФТИ
Проф. Г.Г. Малинецкий