Учитель, ученик и шанс для России
(представлено в журнал Компьютерра)
Умом Россию не понять, 
Аршином общим не измерить…
Ф. Тютчев
Наверно, тем, кто смотрит со стороны на российское образование, оно кажется одним гигантским парадоксом, "невозможной фигурой". В самом деле, студенты учатся во многих вузах, получая специальности, которые уже лет десять не требуются и еще лет десять востребованы не будут! Почему люди работают профессорами, хотя за впятеро большую зарплату они могли бы водить трамваи, а за в 50 раз большую могли бы преподавать в западных университетах? Почему в сотнях вузов и тысячах школ России вообще ничему не учат, а только имитируют образовательную деятельность, в то время как другие находятся на мировом уровне? Почему одни ректоры и преподаватели озабочены покупкой очередных "Мерседесов" и элитного жилья, а другие не знают, как свести концы с концами? Да и вообще, как что-то могло уцелеть в нашем образовании, несмотря на 15 лет жесточайших реформ, "бессмысленных и беспощадных"?!
Вопросы не праздные – от наших ответов на них во многом зависит будущее. Попытки обратиться к зарубежному опыту дают немного – мы находимся в уникальной ситуации. Поэтому обсудить их стоит.
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ КОНТЕКСТ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Я понимал, что есть что-то еще. Потому что знал: Черная Дорога уходит дальше того, что кажется пределом. Она тянется через безумие к хаосу и еще дальше.
Р. Желязны
Начнем с временных масштабов, связанных с образованием. Пусть   – вектор, характеризующий состояние страны. Тут и состояние умов – общественное мнение, и уровень безопасности и доходы населения, и здоровье граждан, и многое другое. Слава богу, в гуманитарных науках появилось множество индикаторов, позволяющих оценивать все это количественно. Вектор этот зависит от текущего состояния экономики, системы управления, армии, спецслужб, оперативной деятельности правительства. Как научил на дефолт 1998 года и выборы больного непопулярного Ельцина, здесь можно многое поменять за месяцы или даже дни, как правило, к худшему. Образования здесь нет.
Изменение состояния страны  , связанное с экономическим подъемом, улучше-нием жизни людей, с конструктивными реформами – это годы. И здесь многое зависит от политики, взаимодействия социальных структур, от самоорганизации в обществе. Здесь играют стратегии, планы, цели. Образования и здесь нет.
Наука, высокие технологии, инновационная деятельность, смыслы и ценности, а с ними и образование, определяют уже вторую производную  . И характерные времена здесь около десятка лет. Наши оценки показывают, что если мы сегодня начнем учить школьников и студентов гораздо лучше, чем сейчас, то экономика начнет это "чувство-вать" через 5 лет, а в полной мере – через 10 . В этом и отрада для реформаторов от науки и образования – истинные масштабы того, что они творят сегодня, становятся ясны лет через 15. Реформируй – не хочу. Впрочем, 20 лет с начала "нового мышления" уже и прошло…
Но если угробить вторую производную, то скоро и с первой будут проблемы, а там и с самой функцией будет трудно. И быстро собрать и то, что развалено, или отстроить заново не получится. Так уж все устроено с наукой и образованием.
Да и по-прежнему справедлив тезис "железного канцлера" Отто Бисмарка о том, что войны выигрывает школьный учитель. Какие же войны в XXI веке? Войны цивилизаций. По концепции известного геополитика С. Хантингтона , идеи которого имели большое влияние на несколько последних администраций США, XXI век – век беспощадной борьбы сложившихся с мире цивилизаций за ресурсы. Нашу цивилизацию – мир России – он считает расколотой и наиболее слабой. Ее распад и сход с исторической арены считается весьма вероятным. Каждая цивилизация, по Хантингтону, имеет свои смыслы и ценности, не совместимые с таковыми у других цивилизаций. Не будем преувеличивать значение концепции Хантингтона. Однако единственная сверхдержава, на внешнюю политику которой его идеи оказали большое влияние, пока вполне может вместо сотрудничества и диалога цивилизаций вести дело к их столкновению (Югославия, Афганистан, Ирак…).
Речь идет не о том, какие ценности лучше или хуже. Они разные. Например, отношение к человеческой жизни. Права человека, интересы личности превыше общества и государства. Это европейский вариант. Его прямое следствие – отсутствие смертной казни. Демократия, понимаемая как мнение большинства. Мнение большинства – воля народа – выше интересов личности. Это американский вариант. В США, как известно, 32 вида преступлений могут караться высшей мерой наказания.
Выбор цивилизации, сделанный в ходе ее истории, может быть различен. Однако от того, насколько убежденно и энергично она отстаивает его, зависит судьба цивилизации. "Общечеловеческие ценности" – термин, введенный в употребление в эпоху ранней горбачевщины, – в нынешней реальности – полная чушь.
Каковы ценности самобытной и самодостаточной цивилизации – мира России? Духовное выше материального. Общее выше личного. Справедливость выше закона. И несколько других.
У других цивилизаций тоже прекрасные ценности. Но, к сожалению, нельзя, как мечталось Агафье Тихоновне в гоголевской "Женитьбе", "губы Никанора Ивановича, да приставить к носу Ивана Кузьмича".
Образование выполняет несколько функций – передача цивилизационного кода, смыслов и ценностей; профессиональная подготовка; воспитание элиты.
В нынешних экстремальных условиях, когда под вопрос поставлено само существование мира России (С. Хантингтон и многие другие аналитики считают, что нас не будет уже через 10-15 лет), ключевая задача – передача цивилизационного кода, смыслов и ценностей, традиций. Это не удивительно. Вспомните, как индейские вожди сдавали золото и соплеменников за "огненную воду" и горсть стеклянных бус, надеясь, что их пустят к большому столу.
Наша система образования, да и общество в целом, с этой задачей пока справляется плохо. Но если не решать ее, прочие задачи просто потеряют смысл. С горечью вспоминаю, как уезжала одна сотрудница нашего отдела и звала с собой: "Поймите, здесь в России ничего не будет. Науки уж точно не будет! Да, мы всю жизнь будем людьми второго сорта. Но дети будут уже настоящими канадцами!" Дальше тишина.
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
Не спрашивай по ком звонит колокол – он звонит по тебе.
Э. Хемингуэй
Напомню об одной катастрофе и комментариях к ней в российской прессе. 25 мая 2005 года в результате заурядной аварии на одном трансформаторе треть Москвы, а также значительная часть нескольких прилегающих областей остались без света. Десятки тысяч людей застряли в метро, тысячи в лифтах, сотни оказались в экстремальной ситуации в операционных и командных пунктах. И комментарии про то, как чубайсы и мелкие бесы тратили деньги, которые должны были идти на ремонт и развитие энергосистемы. И удивление у одних, и восхищение у других тем, что система до сих пор не развалилась и не рухнула. Вопреки всем принятым мерам.
Примерно то же происходит с российским образованием. В чем была сила советского образования и по чему наносился главный удар?
– Системность, целостность, ориентация на формирование мировоззрения. Взаимосвязь предметов, восхождение от простого к сложному, развитие основных идей на разных уровнях, стремление научить самостоятельно решать задачи и размышлять. Отсюда огромное количество разных олимпиад, конкурсов, центров детского творчества.
Западный стандарт массового образования иной – мозаичность, клиповое мышление, эклектика, ориентация на социализацию учеников и преувеличение значения простейших навыков – умения заполнить заявление о приеме на работу или налоговую декларацию. И результат очевиден – эксперты Конгресса США утверждают, что 30% американцев функционально неграмотны, т.е. не могут извлечь информацию из прочитанного. Правительство США предпринимает чрезвычайные меры, чтобы научить школьников младших классов читать и писать! 
Руководители российского образования уже 15 лет пытаются отбросить свое и скопировать чужое, от чего пытаются уйти американцы. И отбрасывают не без успеха. Например, ранняя специализация и невежество в предметах, которые "не надо сдавать", перешли критический уровень. Приходится латать дыры. Пришлось вводить, к примеру, для гуманитариев курс "Концепции современного естествознания", чтобы дать им элементарные представления о картине мира, развитии физики, химии, биологии. 
– Научность. Стремление использовать в образовании начатки наук, дать представление об известных законах, используемых технологиях.
Это следование традиции российского образования. "Геометрия" А.П. Киселева, по которой учились до революции, переиздавалась 19 раз. Теоремы в советской школе доказывали. Ученик доказывает себе и другим – это путь к свободе от предрассудков, слепой веры, опоры на авторитеты там, где это неуместно. В большинстве английских и американских школ, а сейчас и во многих российских, доказательств нет. Если учительница говорит, что "пифагоровы штаны во все стороны равны", то так оно и есть. Она врать не станет. Невыгодно это ей по раскладу. Одна моя знакомая сотрудница банка долго воевала с математичкой за то, чтобы детям давали доказательства. Потерпела поражение и теперь по субботам доказывает сыну сама. Вначале дела шли совсем плохо, но сейчас парня удалось убедить, что "доказывать – это круто".
Роль науки и образования в СССР была очень велика. Научно-популярные журналы, издания для школьников имели гигантские тиражи. "Наука и жизнь" – 3 миллио-на, "Знание – сила" – 1 миллион, "Квант" – более 350 тысяч. Падение общего тиража издаваемых в России журналов и газет представлено на рис. 1
Но издания, связанные с наукой, упали сильнее – не в десятки, а в сотни раз. Например, "Квант". Судя по его тиражу, в России около тысячи школьников, желающих глубоко знать физику и математику и способных выписать этот журнал. Какая уж тут "инновационная экономика", о которой толкует Президент.
– Массовость. В Советском Союзе был реализован фантастический эксперимент – попытка учить всех так, как в мире учат только элиту. И по содержанию, и по объему, и по серьезности требований. Во многом именно с этим связаны и победа в войне, и технологический взлет нашей страны. Но были тут и издержки. "В солдатском ранце должен лежать маршальский жезл", – гласит известная мудрость. Но маршальских должностей не хватает на всех талантливых и подготовленных людей. И тут возникает синдром российской интеллигенции – не поняли, не оценили, не выдвинули, а сами все сделали не так. Помните, как у Геннадия Шпаликова: 
Ах,утону я в Западной Двине 
Или погибну как-нибудь иначе.
Страна не пожалеет обо мне,
Но обо мне товарищи заплачут.
Но иногда дети взрослеют и инфантильность исчезает. Сейчас у российских школьников и студентов весьма немного шансов получить полноценное образование. "Школу надо искать" – регулярно слышу я от своих коллег. Школу, где нет сильной криминальной группировки, где можно жить без взяток, где нет учителей искренне ненавидящих детей и самоутверждающихся за их счет. А если ещё в школе чему-нибудь учат…
Бесплатность. В СССР образование было бесплатное, как сейчас в Германии или во Франции. И я помню, что почти вся наша группа получала стипендию аж 40 рублей в месяц (умножив на коэффициент перевода "тех" рублей в "эти" – 100, получим 4000), комплексный обед стоил полтинник, а на 90 копеек можно было наесться до отвала. 
Сейчас 54% студентов России платят за образование. Плата эта достаточно велика. Давайте сравним с США, где тоже образование платное. На многих факультетах МГУ, в ряде других высших заведений плата превышает 300 долларов в месяц при средней зарплате по Москве около 300 долларов. То есть плата за образование примерно равна средней зарплате в одном из самых дорогих городов мира (в США средняя зарплата около 3000 долларов в месяц).
Есть у них вузы где берут столько за обучение? Есть. Это Гарвард, Принстон и ещё несколько, а у нас вузов с таким отношением плата/зарплата более сотни. Поэтому платное образование в России для богатых или для очень богатых даже по мировым меркам
Не будем идеализировать советский образовательный проект – его воплощение далеко не всегда соответствовало замыслу. Однако признаем, что это был проект мирового уровня и был на много голов выше всего, что мы имеем в образовательной системе России сейчас.
Нынешнее российское образование – это образование в условиях катастрофы. И сценарий катастрофы такой же, как во многих других сложных системах, изучаемых синергетикой. Сначала в системе нарушаются пропорции (Вспомните про бум "юристов" и "экономистов" в течение многих лет.) Потом рвутся связи (лежащий на боку и промышленности инженеры сплошь и рядом не нужны, а если нужны, то немногие предприятия могут им платить зарплату, имеющую сходство с прожиточным минимумом… Поэтому большинство вузов России готовит специалистов в "никуда"). И, наконец, рушатся сами элементы – вузы, школы, трудовая этика.
Кроме того, во многих вузах произошла "приватизация образования" – взятки, "спонсорство". Неформальные отношения во многих вузах нужны и для того, чтобы поступить и для того, чтобы учиться. Всё чаще случается немыслимое прежде – ректор матом отчитывает деканов на ректорате, в туалетах под ногами хрустят шприцы… Колониальное образование. Или "как бы образование". Нет, есть прекрасные вузы. Но непрерывность утрачена – открывая дверь школы или института часто не знаешь в какой реальности окажешься.
Общество больно "социальным аутизмом" – оно не замечает катастрофу российского образования и происходящую утрату перспективы и надежд. Мне довелось участвовать в нескольких проектах, направленных на защиту отечественного образования . И для многих моих коллег, понимающих трагичность ситуации, характерно переоценка роли персоналий в происходящем или вера в "доброго царя и плохих бояр". "Вот приедет барин, барин нас рассудит". Не буду говорить, что Фурсенко, Греф, Кудрин, от которых исходили инициативы по последнему акту реформ, про Джохан Поллыева, которая присматривает за российской наукой и образованием в Администрации Президента, ни при чем. Пусть каждому воздастся по делам его. Однако катастрофа российского образования объективна в нынешней России.
Законов исторического материализма никто не отменял. Производительные си-лы определяют производственные отношения, а последние – социальные институты, людей и судьбы, которые типичны для данного общества. Или не языке синергетики – в данной среде может устойчиво существовать и развиваться конечный набор структур. Если хочется чего-то иного, нужно либо жёсткое управление, либо изменение среды.
А страна, миновав капитализм, стремительно движется в феодализм. А там все эти ВУЗы, школы, высокие технологии – или роскошь, или блажь, или досадная помеха. Там царство знахарей, экстрасенсов, попов. И естественно, что в откатывающийся назад стране сворачивается и образование.
И тем большего уважения и восхищения заслуживают люди, благодаря которым фрагменты российского образования существуют до сих пор.
КАК И ПОЧЕМУ В РОССИИ УЧАТ
Кадры решают всё.
И.В. Сталин
В 1994 году по заказу Министерства образования РФ сотрудники Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН и Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова прогнозировали развитие высшей школы России. Были рассмотрены разные сценарии. Прогнозировался распад системы высшего образования, утрата ценностей без сверхусилий со стороны общества и государства. Прогнозировалось резкое сокращение времени, которое студенты будут уделять учебе. Почти вдвое. В те годы сетовали на дефицит "сильных доцентов". Мы прогнозировали появление проблемы "сильного профессора" через 5-7 лет. Тогда нам не верили, что такая проблема возникнет. К сожалению, прогнозы оправдались. Во многих технических вузах сейчас не хватает профессоров, чтобы читать потоковые лекции, а специализирующие кафедры закрываются потому, что ими некому заведовать.
Произошло старение профессорско-преподавательского корпуса России. И сейчас то же самое происходит в средней школе. На рис. 3 представлена возрастная структура учительского корпуса Ярославской области. Рядом прогноз этой структуры, полученный в результате компьютерного моделирования (работа М.Е. Степанцова из Российского государственного социального университета). Это "Инерциальный сценарий", когда все идет так как сейчас. Видно, что почти всё будет переложено на плечи бабушек, а потом детей будет учить некому.
Вернемся к высшей школе. К сожалению, преподавательский труд у нас в стране всегда недооценивался. Блестящий лектор, который может привить любовь к предмету – это национальное достояние. И не надо приговаривать, что он еще "и наукой занимается", и "общественную работу ведет" и т.д. Хорошо делать одно дело это нормально и достойно. В новой российской реальности такая возможность есть у немногих. Нынешняя высшая школа очень разнообразна. Есть разные категории преподавателей, у них свои стимулы и свои проблемы. Полезно выделить несколько категорий.
Классики. Это выдающиеся ученые, которые чувствуют призвание к преподавательскому труду, как правило, авторы классических учебников. Вспомним, к примеру, математический анализ. Слушавшие лекции В.И. Смирнова в Ленинградском университете до сих пор рассказывают о них легенды своим внукам.
В МГУ очень принято брать с собой на пересдачу один из 3-х томов Фихтенгольца. Говорят, хорошая примета – приносит удачу. Запомнились слова академика С.М. Никольского, с полвека читавшего матанализ на Физтехе. Столетний юбилей академика недавно отмечали. На вручении премии Правительства РФ два года назад он сказал примерно следующее: "Хочу воспользоваться присутствием вице-премьера, министра и других официальных лиц. Прошу вас об одном – не разваливайте математическое образование в России!" И далее конкретика, – часы, программы и т.д. Большое удовольствие доставляет студентам МГУ лекции академика В.А. Ильина. И на экзаменах знания студентов академики оценивают на удивление высоко. 
Стимул здесь – самореализация. А проблема… В нынешней России почти не пишутся новые учебники. Ждут своих классиков компьютерные науки, новая криптография, нанотехнологии, квантовые вычисления и т.д.
Яркие таланты. Есть люди, темперамент и логика которых поразительно подходят для преподавания. У нас на физическом факультете читал в своё время матанализ профессор Юрий Николаевич Днестровский. Он вдохновенно пел лекции, передавая ощущение силы и красоты предмета. И на каждой лекции был пример, в котором фигурировало число 27. На 27-й лекции наш курс его поздравлял и вручал свиток, подписанный всеми студентами потока… Или блестящий знаток геометрии Игорь Федорович Шарыгин. На его лекции можно было идти как на концерт – поразительные красота и ясность. Думаю, что их стимулы – удовольствие от педагогического творчества и восхищение студентов. 
У нас недопонимали смысл, значение и необходимость поддержки талантов. всё как-то вспоминается лесковский Левша. А нам бы относиться к талантам, как Поль Мориа: "У меня в оркестре заменимых нет!"
"Гвардии рядовой состав". Это люди, которые серьёзно и квалифицированно делают свою работу. На них всё и держится, из того, что осталось. На Физтехе 30 лет назад задания по матанализу принимали раз по 7-9. Редким талантом удавалось сдать со второго-третьего. Принимали допоздна, без дополнительной оплаты, до результатов, до появления ясности у студента. Поэтому и Физтех был Физтехом. Сейчас этой возможности у преподавателей нет, и чтобы свести концы с концами, им надо заниматься многим-многим другим. Проблема здесь в том, чтобы зарплата по основному месту работы имела какое-то отношение к прожиточному минимуму, и чтобы эту работу ценили. Мне, например, грустно, когда думаю, что МГУ не в состоянии обеспечить свои аудитории микрофонами и многих лекторов слышно лишь на первых рядах. Грустно, что их выживание требует репетирования поступающих или гастролей в Астане не протяжении семестра. Не доплачивая этим людям и не ценя их в должной степени, министерство много лет разваливало вверенную ему систему.
Племя молодое незнакомое. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих". И молодежь это постепенно осознает. Старшие преподают младшим. Яркий пример – Заочная физико-техническая школа при МФТИ, существующая более 30 лет. Добровольными и бесплатными преподавателями будущих абитуриентов, каковых много по всей стране (см. рис. 2) являются студенты-физтехи. Очень любопытна инициатива нынешних аспирантов физтеха – начать издавать журнал для школьников и учителей "Потенциал". На свои деньги, без государственной поддержки . Для начала тиражом 10 тысяч. Да и многие другие инициативы поколения 20-летних (20 < n < 30) вызывают радостные удивление. Удачи им.
Те, кому некуда податься. У нас в стране много больных, усталых, утративших надежду на изменение дел к лучшему людей. Много их и в системе образования. Многие из них не могут полноценно работать, кое-кто не хочет, не считает нужным. Но пенсии, на которую можно жить, пожилые сотрудники этой категории не имеют, а молодежи на их места нет…
Те, кто ищет себе сотрудников. Для некоторых участие в преподавательской деятельности – способ найти и подготовить для своей организации сотрудников. Блестящий пример из прошлой реальности – Физтех, где базовые кафедры – "базы" – были созданы при многих ведущих институтах и ориентированы прежде всего на подготовку кадров для таковых. В новой реальности иногда тоже встречается что-то похожее. Например, многие компьютерные фирмы отряжают в "преподаватели" своих сотрудников на кафедру информатики Физтеха (заведующий – профессор И.Б. Петров), чтобы найти себе пополнение. И результаты настолько значимы, что в воздухе уже витает идея создания в Высшей школы информатики. А почему бы и нет?
"Прогрессоры". Давайте будем учить тому и так, как на Западе (а может быть, для крутости и на иностранных языках – дворяне в пушкинскую эпоху тоже, вроде, по-русски говорили не очень). Тут знаковый вуз – Высшая школа экономики, руководимая господином Кузьминовым и окормляемая Евгением Ясиным. Тут многие преподаватели ориентируются на подготовку граждан мира либо, на худой конец, сотрудников колониальной администрации… Забавно, что по наметкам экспертов именно этого вуза уже много лет кроят всю систему российского образования. Но раз американцы так велят, значит так и надо. Жираф большой, ему видней.
Воры от образования. Великий хирург Пирогов, отвечая на вопрос царя, говорил, что главное в отечественной медицине – это очистить ее от "госпитальных воров". Интересно, что бы он сейчас сказал про образование, про "информатизацию", "компьютеризацию", пропавшие кредиты, про "черный откат" в 50% от суммы договора… Тут надобно перо Гоголя или Салтыкова-Щедрина. Но, впрочем, может быть и они перед явлением такого масштаба спасовали бы.
Люди, кормящиеся от образования. Во многих школах Москвы и России учат плохо. В весенних тестах этого года многим удалось решить уравнение sin x = 32. Мой коллега, занимающийся с 11-классниками на 1-ом занятии просит найти 1/2+1/2. В основном говорят, что это 2/4, иногда, что 2/2 и очень немногие опознают 1. Но с этим в вуз не поступить. Поэтому пышным цветом расцвело репетиторство. "Белое" – учат предмету. "Серое" – натаскивают на результат. И "черное" – это "с гарантией поступления" – скрытая форма взятки. Собственно потому многие преподаватели и работают в ряде вузов, зарабатывая в основном на подготовке абитуриентов к поступлению. И это порой позволяет наводить порядок в самом вузе и жестко пресекать поборы со студентов.
И всё-таки она вертится! Огромные усилия, направленные на развал системы образования, показывают, что ее всё ещё рассматривают как стратегический ресурс. По прожекту министерства, принятому на заседании коллегии 2 сентября 2004, года из 1804 вузов на государственном финансировании должно остаться через несколько лет 100, остальные должны были быть распущены или приватизированы. Как будто этот чудный проект пока заморозили – спасибо пенсионерам, вышедшим на улицы под впечатлением об монетизации льгот. На дедов вся наша надежда, остальные как-то послабее будут.
ПОЧЕМУ В РОССИИ УЧАТСЯ
Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь.
Образованьем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть
А.С. Пушкин
На тех, кто учится влияют коренным образом в нынешней Росси два обстоятельства. Во-первых, это виртуальность нынешнего бытия. И телевидение, и родители обычно изолируют детей от реальности. Поэтому приходящие учиться, по сути, живут в разных мирах. Они сплошь и рядом не понимают цены и смысла основных вещей. Мне приходилось не раз выступать среди победителей конкурсов научного и технического творчества молодежи, куда приезжали студенты и аспиранты со всей страны. Они энергичны, любознательны, активны. Однако почти все они не представляют страны, в которой живут, её и своих проблем. Многие никогда не слышали ни одной нормальной лекции…
Во-вторых, это определяющее влияние родителей. Раньше многому могла научить жизнь, сейчас на это надеяться не приходится. Современное российское общество не даёт ощущение труда как ценности, потребности, удовольствия. Труд всё чаще как досадная помеха, как второстепенный инструмент для заработка, если уж не удается получить деньги как-то проще и изящнее. Поэтому и выработка привычки трудиться, и контроль за молодёжью сейчас почти целиком на родителях. А на одних деньгах, даже на их культе, ни одна цивилизация держаться не может. Что мы, собственно, и видим.
Каковы же мотивы нынешних студентов?
Родители велят. Конечно, родители – народ недалёкий и не всё в жизни понимают. но уж если им так хочется… 
Добавлю, что большинству родителей это даётся очень нелегко. Их самоотверженность, надежды на лучшее и иллюзии – основа основ нынешнего российского образования.
Чтобы не идти в армию. Странные дела творят с нашей армией. "Народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую." Народ наш может быть и хочет кормить. Не доходят как-то руки у нашего правительства до закупки военной техники, не говоря уже о наведении порядка в армии (впрочем, возможно ситуация запущена настолько, что придется начинать все заново и строить армию с основания). А вот до военных кафедр дошли. Предполагаемая ликвидация почти всех военных кафедр страны "для экономии" вызывает изумление. Усилия, вложенные в развал отечественного военного образования, и тягостное состояние российской армии – тема отдельного разговора. Однако военная подготовка граждан нашей страны, которая по словам Президента ведет войну, – вещь необходимая (дубиной сейчас много не навоюешь). Да и с точки зрения подготовки специалистов в невоенных сферах многие военные кафедры в советские времена были важны и полезны были исключительно важны и полезны. Мои однокурсники в основном вспоминают нашу военную кафедру и лично полковника Григорянца с большим теплом и искренним уважением.
Чтобы после окончания что-то зарабатывать. Соотношение между количеством и качеством труда, квалификацией работника, у нас нарушено уже лет 40, "чтобы так мало получать надо много-много учиться". Возврат к здравому смыслу – одна из главных вещей, за которые придется браться, возрождая Россию. Тем не менее, несколько первых курсов могут пойти в плюс. Век информационных технологий. Довольно про-сто уже на 2-м, 3-м курсе стать "слесарем-программистом", зарабатывая в 2-3 раза больше, чем недотёпы-профессора, которые читают лекции. Очень непросто заставить себя выучить что-нибудь еще после этого, тем более, что к росту зарплаты это, скорее всего, не приведет.
Чтобы что-то делать и немного развлечься. Большая беда с квалифицированными рабочими, с людьми, имеющими среднее техническое образование (на нескольких крупных заводах, недавно получивших крупные иностранные заказы, с удивлением обнаружили, что они не достанут этих людей ни за какие деньги – по нужным специальностям их просто нет). Зато куда девать бакалавров-недоучек и магистров, которыми бредит министерство, неясно. Где должен работать Великий Магистр, понятно, а где обычные – нет. Но, с другой стороны, независимо от специальности и рынка труда в студенческих годах есть своя прелесть. Очаровательные студентки, походы на байдарках, чудные друзья-приятели. На одной известной кафедре, связанной с программированием, в этом году удалось в несколько раз поднять конкурс, распустив слух, что "у нас халява!"
В не очень развитых странах такой мотив типичен для многих студентов. В Испании, например, есть университеты, где учится по 30 и 40 тысяч студентов. Их выпускники после окончания работают таксистами, продавцами, мелкими клерками. Но праздник студенческой жизни у них был, и самооценка, очевидно, повысилась. Это тоже нельзя сбрасывать со счетов.
Чтобы освоить выбранную специальность. Эта доля не так мала, как кажется, на первый взгляд. Большое впечатление в этом плане сейчас производит МГТУ им. Н.Э. Баумана. Но по своему опыту скажу, что если в аудитории есть хоть один студент всерьёз интересующийся предметом, то это просто подарок для преподавателя. А если у человека есть ещё свои мысли, желание и возможность работать… В жизни всегда есть место чуду.
Нет худа без добра. Вспоминается выдающийся физик и блестящий лектор Ричард Фейман: "…я думаю, что самым превосходным обучением является прямая, личная связь между учеником и хорошим учителем. когда ученые обсуждают идеи, размышляет о разных вещах и беседует о них. Невозможно многому научиться, просто отсиживая лекции или просто решая задачи." Думаю, что по концентрации хороших учителей на хорошего ученика Россия сейчас из первых в мире – учеников мало, а учителя ещё остались.
Однако до сих пор звенят звонки, наполняются аудитории, сдаются экзамены. И это шанс для всех нас.
ДВА ШАГА НАЗАД И ДЕСЯТЬ ШАГОВ ВПЕРЕД
Будьте реалистами – требуйте невозможного!
Лозунг французских студентов в 1968 году
Прелесть состоит в том, что в современной России можно вообще не учиться и не учить, а имитировать и то, и другое. В философии постмодернизма есть такое удачное словцо – симулякр. Платон называл симулякром копию копии, постмодернисты – "точную копию, оригинал которой никогда не существовал". Это про нас, в частности про образование. И словцо я недавно услыхал от студентов, обсуждающих выбор кафедр и курсов: "Нет, это халява – полный симулякр. Да нет, ты посмотри сюда – вот это всем симулякрам симулякр!"
Пару лет назад был в моде такой анекдот: "Как заставить человека прыгнуть с Бруклинского моста? Чтобы заставить американца достаточно пообещать миллион долларов, французу – лучшую девушку Франции, а нашего Васю? – Сказать надо, а не слабо, Вася, прыгнуть с Бруклинского моста? 
Так вот, не слабо, Вася, сменить эпоху? Помните Архимеда, который обещал перевернуть земной шар, если ему дадут точку опоры? Я бы предложил в качестве точки опоры взять образование. Но для этого придется кое-что отыграть, сделать два шага назад. Первый – прекратить нелепые и разрушительные попытки копирования западных систем образования (Напомню про ЕГЭ, ГИФО, 12-летку, "профильную школу", предметы–паразиты, ползучий переход к платному образованию) и, насколько это сейчас возможно, вернуться назад. К той самой "тоталитарной" и "недемократичной" советской средней и высшей школе, которая заслуженно считалась лучшей в мире. Именно её копировали и копируют с разным успехом США, Китай, Индия, Южная Корея и многие другие страны, думающие о будущем.
Второе – нашим политикам и руководителям образования надо прекратить организовывать процесс образования, а следует определить цель работы системы. Сказать "что", а не "как" ("как" – это не их дело), вернуться к своим главным должностным обязанностям – к целеполаганию.
И кроме того обеспечить открытость и прозрачность системы образования – чему, как, за какие деньги и с каким успехом учат в России, каковы результаты научных работ, заказываемых министерством. Ведь сейчас министерство образования и науки – одно из самых закрытых. Наверно, наши оборонные секреты сейчас узнать легче, чем результаты тестирования по ЕГЭ и отчёты по заказанным министерствам работам. Интернет сейчас даёт возможность сделать прозрачной практически всю систему образования. 
Например, на сервере нашего института  размещены сайты 400 школ Москвы, и мы готовы разместить сайты всех школ России. Но возможностью бесплатно, некоммерчески и т.д. разослать информацию полезную и интересную для школьников и учителей, рекомендовано "не злоупотреблять". Поэтому ничего и не рассылается. 
Интеллект, энтузиазм и компьютерные технологии пока бессильны перед лицом всемогущей отечественной бюрократии. Это придется изменить. здравому смыслу части общества, желающей, чтобы Россия была страной образованных людей (не по бумажке, а по существу), тоже надо дать шанс.
Но это всё было назад, а теперь вперед. Васе потребуются сверхусилия. Страну надо накормить, обогреть, защитить и помочь занять достойное место в мире, не залезая в карман ко внукам и правнукам, проедая невосполнимое – нефть, газ, цветные металлы. Именно на это и нужно будет сориентировать систему образования.
В России возможны удивительные проекты. Пожалуй, ни одна страна не представляла таких возможностей, как для самореализации. ХХ век прошёл под знаком "русского чуда" – "невозможная страна" смогла стать сверхдержавой. и ещё живы люди, которые сделали это чудо. И если сейчас образование российское даст шанс новым Ломоносовым, Менделеевым, Королёвым, Келдышам, то это может стать началом нового взлёта России. Пока же российская реальность ставить глухую стенку вместо высокой планки перед многими яркими талантами.
Чтобы у страны было будущее и настоящее, а не номинальное образование, должна быть большая цель, историческая перспектива, мечта. Есть всё это и у США, и у Китая, и у исламского мира. Когда-то она была у нас и, надеюсь, ещё будет.
Еще Васе предстоит заняться декриминализацией и деалкоголизацией России и здоровьем её детей. Без этого ни страну, ни образование не поднять. И здесь ему можно посоветовать использовать простой технический прием – не врать, не делать вид, что у нас всё нормально. Чтобы на людей можно было опираться, с ними надо говорить всерьёз.
Одной из причин крушения Советского Союза было то, что из-за тяжелых условий на главное – на воспитание, разговоры, передачу традиций, смыслов и ценностей – сил не хватило. Накормить бы, да одеть. Поэтому и вырастали инфантильные поколения, считавшие, что именно им все должны и от них ничего не зависит. Надеюсь, Васе удастся не повторить эту ошибку. Да и критерий успеха здесь простой – это когда дети хотят быть похожими на родителей.
И если всё это получится, то тогда можно будет двинуться вперед семимильными шагами. Тогда сыграют и образование, и наука, и высокие технологии. Это шанс, который Учителя и Ученики могут дать себе и России.
Рисунки
 
Рис. 1. Отправление газет и журналов в РСФСР и РФ, млрд.

 

Рис. 2. Число учеников Заочной физико-математической школы при Московском физико-техническом институте в регионах
Кружки в порядке убывания размера: свыше 1000, 200-1000, 100-200, 25-100, менее 25.
 
      
Рис. 3. Возрастная структура учительского корпуса в Ярославской области
Сверху – нынешняя ситуация, внизу – результаты моделирования возрастной динамики через 10 лет. 
В настоящее время максимум распределения уже сместился на возрасты 35-45 лет, хотя в нормальной ситуации он должен находиться в районе 23-27 лет, то есть приходиться на возраст выпускников вузов. Отсутствие изменений социально-экономических условий приводит к тому, что максимум распределения смещается в сторону увеличения возраста, достигает пенсионного и начинается период обвального сокращения числа занятых.