О научно-методологическом подходе к повышению эффективности работы Общественной палаты Российской Федерации
профессор Г.Г.Малинецкий

Уважаемые члены Общественной палаты! Дорогие эксперты! Друзья!

С созданием Общественной палаты граждане России связывали и связывают большие надежды. Огромная успешная работа этого органа в течение 9 месяцев не только позволила оправдать многие из возлагавшихся надежд, но и показала огромный потенциал этой структуры, который можно было бы использовать. Тем не менее, говоря кантовским языком, Общественная палата для большинства граждан России остается "вещью в себе" и "вещью для себя", а не "вещью для них". Поэтому правомерна постановка вопроса о повышении эффективности работы этого органа.

Общественная палата – орган XXI века, века экономики знаний, постиндустриального общества, постнеклассической науки. И путь к повышению эффективности работы этого органа также связан с активным использованием результатов науки.

Ключевыми в этом плане являются результаты науки об управлении и об организации – кибернетики и результаты науки о самоорганизации – синергетики. Использование этих подходов позволяет прояснить место и уникальную роль Общественной палаты в современном российском обществе, увидеть имеющиеся пробелы и наметить пути повышения эффективности её работы.

Пионером использования методов кибернетики в управлении государством и другими организациями был американский исследователь Стаффорд Бир. В 70-х годах он успешно консультировал правительство Сальвадора Альенде в Чили. Позже он смог существенно повысить эффективность работы Центрального разведывательного управления США, разработал концепцию ситуационных центров.

Посмотрим на управление Россией с позиций диаграммы Бира (см. рис. 1). Каково здесь место Общественной палаты? В триаде "Стратегическое управление – управление развитием – оперативное управление" она может резко улучшить деятельность двух высших уровней. Высший уровень связан с идеалами, целями общества, со смыслами и ценностями, с выработкой идеологии. Идеологии новой России, на необходимость создания которой обращал внимание в Послании Федеральному Собранию Президент РФ в 2006 году. Общество должно быть едино в понимании того, что мы строим и куда хотим прийти. И здесь роль Общественной палаты огромна.

Управление развитием подразумевает не только видение цели и желаемого будущего, но и представление о пути, который ведёт в это будущее. И здесь тоже нужно согласие в обществе. Инструмент для этого – самоорганизация вокруг смыслов и ценностей уникальной самодостаточной цивилизации – мира России.

И, наконец, ещё одна важнейшая функция Общественной палаты – быстрая короткая обратная связь между теми, кто управляет и теми, кем управляют. Выдающийся физик XX века Ричард Фейнман, расследовавший причины катастрофы "Челленджера", выдвинул в качестве главной причины трагедии ликвидацию Совета по науке при Президенте США, которая осуществляла прямую быструю связь между исполнителями важнейших проектов и высшим руководством страны.

Сейчас существует барьер между властной элитой России и большинством ее населения. Искажены представления о власти и государстве, которое путают с неэффективной ныне бюрократической машиной. Общественная палата может стать ключевым инструментом для диалога власти общества и реализовать в России принцип Альенде: "Правительство – это народ" и формулу Бира: "Никогда не отчаивайтесь. ВСЕ должны думать, что и как изменить к лучшему. Прямой контакт с начальством + его немедленный ответ = самый быстрый результат" (см. рис. 2).

Посмотрим на работу Общественной палаты с позиций синергетики. Общим местом в России стало сетование на отсутствие национальной политики (см. рис. 3).

Системная основа этого – отсутствие национальной стратегии. Причина отсутствия последней – неопределённость национальных интересов. Американский стратег и геополитик С. Хантингтон называет российское общество "расколотым". Представления одних социальных групп оказываются несовместимы с идеями других. Общих интересов нет, поскольку нет общего дела и видения будущего. Перефразируя Ф.М. Достоевского, можно сказать: "Если будущего нет, то всё позволено".

И здесь у Общественной палаты РФ позиция может быть ключевой, так как образ будущего должен, с одной стороны, опираться на мысли и ценности российской цивилизации, которые могут и должны обсуждаться и быть отрефлексированы в ходе работы Общественной палаты.

Это не просто… Напомню классическую триаду, предложенную в пушкинские времена министром просвещения Сергеем Семёновичем Уваровым (см. рис. 4) "Самодержавие – православие – народность". Другая триада для новой России была предложена в феврале этого года заместителем руководителя Администрации Президента РФ В.Ю. Сурковым: "Достаток – свобода – справедливость". В российской традиции триада иная: "Духовность – коллективизм – справедливость" (см. рис. 4). Но для того, чтобы двигаться вперед, нам нужно общее понимание системообразующих ценностей России.

Другая опора в создании образа будущего – научный прогноз, опирающийся на компьютерное моделирование, трезвый анализ коридора возможностей мира России.

Задачами стратегического прогноза в России, в частности, занимается кооперация, сложившаяся вокруг Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН. Ряд прогнозов, экспертиз, моделей и систем поддержки принятия решений был сделан этой кооперацией по заказам Министерства образования и науки РФ, Министерства обороны РФ, Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, РАО ЕЭС. Зачастую эти прогнозы были неутешительны. И, к сожалению, они оправдались. На этот научный потенциал Общественная палата также может опираться.

В качестве примера можно привести территориальную динамику России. Несколько лет назад на открытом сайте ЦРУ США был представлен прогноз развития мира до 2030 года. Россия рассматривалась в нем как зона кризиса и нестабильности. На конференции, где он обсуждался, говорилось более определенно о распаде нашей страны на 6¸8 государств в перспективе 10¸15 лет. Результаты исследования компьютерной модели, отражающей инерционный сценарий развития России, представлены на рис. 5.

Действительно, виден распад на зоны влияния других цивилизаций. Есть ли альтернативы этому безрадостному сценарию? Есть! И их тоже показывает модель. Это новый союз вокруг России (см. рис. 6).

Но чтобы реализовался такой сценарий, нужны сверхусилия. На мой взгляд, такие прогнозы, отражающие реальность и тенденции ее развития, должны оказывать мобилизующее воздействие на граждан России. Они могут стать действенным инструментом в руках Общественной палаты. Поэтому считаю необходимым создание Аналитического центра, обеспечивающего научную, экспертную и информационную поддержку деятельности Общественный палаты РФ. К сожалению, такой аналитической структуры, достойной России, в настоящее время нет ни у Правительства, ни у Администрации Президента, ни в Совете безопасности. Поэтому Общественная палата могла бы выступить инициатором создания такой организации, имея в виду не только свои интересы и интересы российского общества, но и задачи нескольких высших государственных органов.

В современной теории управления показывается, что наряду с традиционными организационным, административным, финансовым типами управления в современном обществе все большее влияние приобретают информационное и рефлексивное управление. И здесь роль Общественной палаты может быть огромна. Само внимание Общественной палаты к каким-либо вопросам может менять общественное создание. Поэтому Общественной палате необходимы не только глаза, уши и голова, но еще и язык. Она должна быть представлена в медиапространстве России гораздо в большей степени, чем ныне. Необходимо регулярно иметь время в сетке вещания телевидения и радио, свои журналы, газету.

Общественная палата должна выступать катализатором процессов самоорганизации. Поэтому очевидно, что и самоорганизация в рамках самой Общественной палаты, сближение позиций, выработка общего мнения имеют огромное значение и для самого этого органа. Поэтому исключительно важным представляется тесная информационная связь между различными членами Общественной палаты, хорошо поставленная информация о прорабатываемых вопросах, периодическое обсуждение и выработка общих позиций и решений.

Кроме того, в настоящее время есть прекрасная информационная основа для того, чтобы поднять деятельность Общественной палаты на новый уровень – это глобальные телекоммуникационные сети и, в частности, та огромная инфраструктура, которая была создана в стране благодаря выполнению в течение ряда лет программы "Электронная Россия". К сожалению, сейчас идеи электронного правительства, электронной демократии, непосредственного обращения к обществу не нашли достойного воплощения в нашей стране. Вместе с тем, как показывает практика проведения телемостов и электронных конференций с участием Президента РФ В.В. Путина, потребность в таком прямом канале связи очень велика. Сам факт, что такая потребность есть, говорит о том, что значительная часть населения России надеется на власть. И пока эта надежда не утеряна, хотелось бы подкрепить ее конкретными делами.

Очень важно было бы в ближайшее время увидеть зримые наглядные результаты деятельности Общественной палаты, которые могли бы оценить не только аналитики, эксперты, государственные деятели, но и широкие слои населения. Пусть это будут не главные дела, не самые болезненные проблемы, решения которых ждет общество. Но важно, чтобы эти дела были и чтобы деятельность Общественной палаты здесь приносила конкретные успехи.

Приведу несколько примеров. В настоящее время из сетки общенациональных каналов телевидения выброшены научно-популярные передачи. Сейчас нет ни передачи Сергея Петровича Капицы, которая шла несколько десятков лет, ни передачи Александра Гордона, посвященной будущему России. Зато колдунам, знахарям и священникам телевизионное время предоставляется очень охотно. Естественно, это ведет к падению престижа науки, образования и знания в нашем обществе, что неприемлемо. Конечно, невеждами управлять значительно легче, но в этом есть и свои издержки.

Другое дело. В России много лет идет "эксперимент" по введению единого государственного экзамена – ЕГЭ. Единый государственный экзамен – затея крайне вредная. Кроме того, его результаты "экспериментаторы" уже много лет засекречивают. Не призываю испытать сначала на крысах и кроликах пионерские методики по беспощадному тестированию всех и вся. Однако достучаться до власти ни педагогическому, ни академическому сообществам, ни родителям и учителям не удается. Если бы это сделала Общественная палата, если бы разрушительные эксперименты над 40 миллионами тех, кто учится и тех кто учит в России, были прекращены, то в эффективности работы Общественно палаты не осталось бы сомнений.

В настоящее время реализуется "пилотный проект" по реорганизации, модернизации, а проще говоря по демонтажу Российской Академии наук. И здесь вновь заинтересованным лицам и экспертам, понимающих масштабы и смысл происходящего, не удается достучаться до власти. Речь не идет о корпоративных интересах, речь идет о тех возможностях, которые с уничтожением Академии потеряет Россия. И здесь помощь Общественной палаты тоже была бы крайне важна.

Наконец, притчей во языцех стали цены на жилье в России. При таких ценах ни о каком "сбережении народа российского" речи быть не может. Жилье является предметом первой необходимости, таким же как свет, вода, тепло. Поэтому безнравственно продавать жилье в России, где 40 миллионов человек находятся за чертой бедности, по цене в несколько тысяч долларов за метр. Это особенно безнравственно, если учесть, что себестоимость строительства жилья на порядок и более меньше. А современные высокие технологии, уже имеющиеся в России, позволяют строить жилье и еще дешевле.

Общественная палата может стать – и реально, и в общественном сознании – центром проектирования будущего, подарить мечту народу России. И в этом качестве сыграть огромную роль в истории новой России.