ЕГЭ,
рефлексия и национальная безопасность
Т.С.Ахромеева, Г.Г.Малинецкий
Институт прикладной математики им. М.В.Келдыша РАН
Факты, касающиеся единого
государственного экзамена
(ЕГЭ), сочетающего выпускной экзамен в средних школах и вступительный
экзамен в
вузы, хорошо известны и широко обсуждаются и в экспертном сообществе, и
в
обществе в целом. В соответствии с принятым законом, вузы России (за
очень
малым исключением) принимали по результатам ЕГЭ (не видя поступающих в
глаза).
Во многих провинциальных вузах было подано более 100 заявлений на
место, однако
документы для зачисления представили немногие, поэтому на многие
специальности
инженерного и естественно-научного профиля имел место недобор, либо
руководство
вузов было вынуждено «что-то изобретать».
В обсуждении введения ЕГЭ,
которое, видимо, будет
иметь принципиальное значение для всей системы образования России,
преобладают
две рефлексивные позиции.
-
Позиция
ряда поступающих, родителей, учителей. «Пролезть в вуз стало
легче», «В
какой-нибудь вуз да поступлю», может быть, и не в «заборостроительный».
«ЕГЭ
позволяет сэкономить деньги и нервы и решать возникающие проблемы на
месте».
-
Позиция
большинства вузов, преподавателей, профессоров. Отбор, по существу,
сорван.
В вузах оказалось множество случайных людей, которых отчислить не
удастся, так
как в этом случае придется сокращать преподавателей. «Льготники» и
«целевики» в
ряде случаев заполнили места, куда должны были прийти более сильные и
подготовленные
выпускники. Коррупция не уменьшилась – она пришла в невиданном ранее
объеме в
средние школы, в структуры, проводящие ЕГЭ и контролирующие их.
Однако в этом споре есть и
третья позиция, более
важная и аргументы более высокого порядка, касающиеся не отдельных
социальных
групп, а общества в целом. В разных странах в разные эпохи образование
играет
разную роль. И решая конкретные вопросы (включая алгоритм поступления в
вузы),
естественно исходить из главных задач, которые решает и будет решать в
ближайшем будущем Россия.
Нынешняя техносфера включает в
себя большой набор
опасных и особо опасных объектов (первых на территории России около
50 000, вторых около 5000). Аварии и катастрофы на таких объектах
могут
стоить жизни или благополучия многим, а иногда очень многим людям. Мы
на многие
десятилетия обречены жить в социально-технологической системе, которую
известный немецкий социолог У.Бек назвал «обществом риска».
В августе 2009 года произошла
катастрофа на крупнейшей
гидроэлектростанции России – Саяно-Шушенской ГЭС. Произошедшее,
несмотря на
привлечение ведущих специалистов, оказалось непонятным и через
несколько недель
министру энергетики и главе Ростехнадзора. «Полторы тысячи весом
летательный
аппарат вопреки законам физики поднялся в воздух, летал. Мы побили
рекорд
Гиннеса, и ученые теперь испытывают внутренний ужас от того, что законы
физики
были нарушены»,- заявил глава этого ведомства Н.Г. Кутьин (юрист по
образованию).
Общество начинает понимать,
насколько серьёзные и
ответственные объекты оно использует. Например, в зоне риска
Саяно-Шушенской
ГЭС проживает 300 тыс. человек, Чебоксарской ГЭС – 1,4 млн, Волжской –
1,1 млн,
Красноярской – 1,1 млн, Жигулёвской – 1,6 млн, Саратовской – 1,2 млн.
По
оценкам экспертов, из 65 тысяч гидротехнических сооружений России 6
тыс.
нуждается в ремонте, 400 находятся в аварийном состоянии.
Катастрофы, связанные с прорывом
плотин, имели место в
1975 году в Китае. В провинции Хэнань произошёл прорыв плотин Баньцзяо
и
Шиманьтань в результате тайфуна, на который они не были рассчитаны,
погибли
многие. 26 тыс. человек утонуло и 145 тыс. погибло от вызванных
прорывом плотин
эпидемий и голода.
В этой ситуации очевидный
императив – готовить
высококвалифицированных, ответственных специалистов, которые будут
проектировать, эксплуатировать и контролировать соответствующие
системы. Мы доверяем
этим людям жизни.
Поэтому отбирать студентов на
соответствующие
специальности следует со всей возможной тщательностью и серьёзностью. К
счастью, в России пока есть специалисты, которые берутся готовить
молодёжь,
которая заменит нынешнее, советское поколение на особо опасных
объектах. Этих
специалистов и надо слушать – возможно проверки знаний недостаточно и
следует
оценивать состояние организма, их психологическую устойчивость,
ценностную
ориентацию. Естественно, и учеба должна быть организована и
осуществлена столь
же серьёзно. Советский и нынешний российский опыт подготовки кадров для
атомной
энергетики в ряде вузов показывает, что это не только необходимо, но и
возможно.
Это сейчас
становится вопросом национальной безопасности. Наши жизненные
потребности
как граждан, имеющих право на жизнь, имеют приоритет перед интересами
нас как
абитуриентов, родителей, преподавателей или чиновников, связанных с
поступлением.
При ином подходе нас ждут большие беды.
Ещё один важный момент. ЕГЭ
снимает барьер, связанный
с серьёзной подготовкой в выбранный вуз, с осознанным выбором
специальности.
Высшее образование из ценности, вещи важной для становления личности,
всей
жизненной траектории, переходит в сферу услуг. Кроме того развал
системы
трудоустройства выпускников, отданный на откуп «рынку», бьёт и по ним,
и по
государству.
Для многих людей поступление,
взятый барьер, были
важной жизненной вехой, первым шагом и реализации своей жизненной цели.
Поэтому
во множестве вузов, связанных с творчеством (научно-техническим,
организационным, художественным), с элитарным образованием, барьер надо
не
устранять, а повышать, и создавать для этого условия. Здесь лучше
специалистов
меньше да лучше. Отец-основатель Московского Физтеха П.Л.Капица считал,
что
если за несколько десятков лет работы этого вуза удается подготовить одного специалиста уровня Ньютона или
Эйнштейна, то усилия и сверхнагрузки всех студентов, преподавателей,
все
вложенные средства будут оправданы. В этой области ЕГЭ просто неуместен.
Обратим внимание ещё на одно
принципиальное
обстоятельство, связанное с нынешним кризисом и необходимостью
корректировки
профиля специалистов, которые готовятся в стране (что также следует
учитывать,
формулируя алгоритмы поступления в вузы). В контексте современной
экономической
теории, выдающийся вклад в которую был внесен Н.Д. Кондратьевым,
глубинной
причиной нынешнего кризиса является смена технологических укладов.
Отрасли V технологического уклада
(компьютеры, малотоннажная химия, электроника, Интернет) уже не дают
прежней
отдачи. К сожалению, возможности, предоставленные развитием отраслей
этого
уклада были упущены Россией, втянувшейся в безнадёжные разрушительные
реформы.
Отрасли VI уклада
(биотехнология, робототехника, нанотехнологии, новое
природопользование,
развитие возможностей человека, новая медицина) пока не готовы к
большим вложениям.
Мир готовиться к новому технологическому скачку, который вероятно,
начнется в
2015-2018 годах. Российской системе образования, чтобы страна не сошла
с
исторической арены, придётся учитывать эти реалии.
Это тем более важно, поскольку
молодёжи в стране в
соответствующих возрастных когортах станет вдвое меньше… До высшей
школы
докатится «эхо 90-х». (Сейчас в стране 20-летних примерно 2,5 млн,
15-летних –
1,4 млн, 11-летних – 1,2 млн). Ориентировать молодёжь на
«заборостроительные институты»,
«высшие школы рогов и копыт» и «академии купи-продай» будет не только
слишком
накладно, как сейчас, но и просто недопустимо. Это также
станет вопросом национальной безопасности.
Осталось заметить, что никакие
«системы поступления»
не уменьшают коррупционные потоки (просто реформы перенаправляют потоки
взяток
в другие карманы). Дело в людях и в общей ситуации в стране…
Для «льготников», которых
государство решило
поддержать (что, безусловно, благородно) должны быть выделены отдельные
от
остальных места и государственные деньги. Иначе мы столкнёмся с
абсурдной
ситуацией, подобной той, что была в МГУ в 2009 году, когда мест на
нескольких
факультетах для «нельготников» просто не осталось.
Уже на уровне «эксперимента»
проект приема по ЕГЭ был
подобен чемодану без ручки – и бросить жалко и нести тяжко. Воплощение
оказалось намного хуже замысла.
Поэтому в нынешней ситуации
представляется разумным не
«обтесывать» систему образования под ЕГЭ, а «дорабатывать напильником»
ЕГЭ,
уменьшая его разрушительную силу. Именно эти вопросы и следует
обсуждать. А
также создавать иные формы и алгоритмы поступления в вузы, адекватные
тем
задачам, которые должна решать система образования страны.