В первой главе рассмотрены компьютерные методы и средства в учебном процессе. Современное образование - это не только результат обучения, воспитания и развития личности, но и результат самообучения, самовоспитания и саморазвития личности. Поэтому сегодня главная проблема, решение которой требует принципиально новых форм, методов и технологий - это не просто усвоение знаний, а развитие одновременно критического мышления, способности творчески применить полученные знания для решения новых задач и получения нового знания. Новые информационные технологии предоставляют средства для решения этой проблемы.

Основные теоретические понятия обучения

Метод обучения - дидактическая категория, дающая теоретическое представление о системе норм взаимодействия преподавателя и обучающихся для достижения целей обучения.

Схема обучения описывает структуру процесса обучения в соответствии с некоторым методом, взаимодействующие компоненты и связи между ними, и охватывает весь процесс взаимодействия преподавателя и учащихся. В схеме обучения кристаллизуется стандарт подхода к обучению. И хотя схема обучения по природе своей традиционна, консервативна, она должна давать возможность преподавателю варьировать методы и содержание обучения.

Содержание обучения - это состав, структура и материал учебной информации, а также комплекс задач, заданий и упражнений, передаваемых студентам, которые формируют их профессиональные навыки и умения, способствуют накоплению первоначального опыта трудовой деятельности.

Средства обучения представляют содержание обучения, контроль за знаниями и управление учебным процессом.

Программированное обучение

Программированное обучение возникло в начале 50-х годов ХХ в., когда американский психолог Б. Скиннер предложил повысить эффективность управления усвоением учебного материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и их контроля. Впоследствии Н.Краудер разработал разветвленные программы, которые в зависимости от результатов контроля предлагали ученику различный материал для самостоятельной работы. Предполагается, что это позволит учитывать индивидуальные данные обучаемого, а на основе научно разработанной программы повысится общая эффективность обучения.

Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающей системы. Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации.

Средства и методы компьютерного обучения

Применение современных информационных технологий в образовании позволяет:

Дистанционное образование - это универсальная форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра как традиционных, так и новых информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств. При этом процесс обучения не зависит от местоположения студента и очень гибок во времени.

Формируется "виртуальное" пространство обучения, которое реализуется через организованную совокупность средств передачи данных, информационных и обучающих ресурсов, а также организационно-методического обеспечения. С развитием информационных технологий и средств телекоммуникаций основной средой пространства обучения стала всемирная сеть Интернет. Термин "дистанционное образование" не совсем удачен в этом контексте, поскольку он акцентирует внимание на расстоянии, что далеко не главная особенность новой формы обучения. Основное - последовательное, может быть, тотальное использование новых информационных технологий на всех этапах обучения. Чтобы не вводить новый термин, в дальнейшем будем использовать понятие обучение на базе Интернет или Интернет- обучение.

Наиболее характерными чертами Интернет - обучения являются: гибкость, модульность, массовость. На этом базисе при умелой организации работы и, конечно, определенных затратах, образование на основе Интернет обеспечивает:

В настоящее время идет динамичное развития Интернет - образования в мире, уже сотни университетов и колледжей предлагают десятки тысяч Интернет - курсов, и с каждым днем их число множится. Большинство сайтов обучения размещают курсы в формате гипертекста и этим ограничиваются. Но есть системы, стремящиеся организовать весь учебный процесс. Рассмотрим имеющие сетевые технологии, поддерживающие Интернет - обучение.

Примером применения таких технологий может служить система Leraning Space фирмы LOTUS (www.lotus.com). Эта система базируется на сервере DOMINO, продукте этой же фирмы и обеспечивает возможность преподавателю размещать учебный материал на сервере, создавать дискуссии- семинары для обсуждения отдельных тем со студентами. Студенты могут изучать материал, участвовать в дискуссиях по темам. Связь участников обучения (преподавателей и студентов) осуществляется с помощью электронной почты, входящую в состав сервисов DOMINO. Все пользователи Learning Space должны установить на своем компьютере клиента DOMINO.

В России также активно ведутся работы по развитию Интернет образования. Например, система "Прометей" (http://www.prometeus.ru/) - программная оболочка, которая не только обеспечивает дистанционное обучение и тестирование слушателей, но и позволяет управлять деятельностью виртуального учебного заведения.

Представляет интерес система "Аванта", разработанная во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (http://avanta.vvsu.ru/). По определению разработчиков система призвана поддерживать интегрированную информационную обучающую среду, реализующую распределенную модель обучения. Функционально система близка системе "Прометей", хотя по структуре и реализации отличается.

Несмотря на определенный прогресс в применении современных информационных технологий, следует отметить, что в известных автору работах не рассматривались вопросы использования математических подходов для структуризации учебного материала, анализа полученной структуры и построения множества возможных вариантов обучения.